РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В Международной организации труда считают: страны, ратифицировавшие Конвенцию 2006 года о труде в морском судоходстве, должны незамедлительно принять все необходимые меры, чтобы в полном объеме восстановить исполнение своих обязательств по КТМС. Этот призыв содержится в обновленной информационной записке о трудовых вопросах в морской отрасли и коронавирусе. Отметим, что в декабре прошлого года МОТ признала, что в настоящее время правительства нарушают права членов экипажей и не соблюдают ряд положений Конвенции. В этом документе Комитет экспертов МОТ подчеркнул, что понятие форс-мажора больше не может применяться с того момента, как стали доступными варианты исполнения положений КТМС, пусть это сложно и обременительно.
Именно поэтому он призвал государства порта, флага и страны, являющиеся поставщиками рабочей силы, гарантировать, что моряков ни при каких обстоятельствах не вынуждают продолжать работу на борту по продленным контрактам без их официального, свободного и осознанного согласия. Необходимые меры должны быть приняты после консультаций с организациями, представляющими интересы членов экипажей и судовладельцев. В дальнейшем государства призывают расширять сотрудничество друг с другом для обеспечения соблюдения Конвенции.
Обязанности государства флага
В замечании общего порядка, содержащемся в информационной записке, Комитет экспертов отдельно призвал ратифицировавшие КТМС государства флага срочно принять необходимые меры для обеспечения прав членов экипажей – в частности, увеличить число инспекций, если это целесообразно, чтобы гарантировать соблюдение всех положений Конвенции на их судах.
Также в МОТ подчеркнули, что несоблюдение каких-либо ключевых принципов и требований КТМС под предлогом рисков, связанных с кризисом в области здравоохранения, может превратить Билль о правах моряков в бессмысленный документ, в то время, когда его защита как никогда нужна морякам. Это оказывает самое негативное влияние на безопасность судоходства, многократно увеличивая риск морских аварий с непредсказуемыми последствиями для жизни людей и окружающей среды, грозит перебоями в международных поставках товаров первой необходимости.
Обязанности государства порта
Комитет экспертов напомнил, что в соответствии с параграфом 1 Правила 5.2.1 Конвенции, каждое иностранное судно, заходящее в порт государства-члена, может подвергнуться инспекции с целью проверки соблюдения требований Конвенции в отношении условий труда и быта моряков на борту. Если на теплоходе есть проблемы, страна обязана принимать меры для того, чтобы он не вышел в море до устранения выявленных недостатков и несоответствий, или пока уполномоченное должностное лицо не представит план действий по их устранению.
В МОТ отметили, что крайняя усталость моряков, находящихся на борту сверх установленного Конвенцией максимального срока работы в 11 месяцев, не только представляет собой потенциальную угрозу для их жизни и здоровья, но и серьезно угрожает безопасности судоходства в целом. В частности, Комитет привлек внимание к параграфу 2 Стандарта A2.7 КТМС, цель которого – обеспечить, чтобы моряки работали на судах, укомплектованных достаточным количеством персонала для безопасной, эффективной и надежной эксплуатации. В нем также подчеркивается необходимость предотвращения или сведения к минимуму чрезмерного рабочего времени, чтобы члены экипажей могли полноценно отдохнуть.
Несмотря на проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники государственного портового контроля при проведении инспекций во время пандемии, Комитет настаивает на том, что страны должны, если все еще этого не сделали, принять все меры для обеспечения соблюдения в полном объеме своих обязательств по Конвенции. В текущей ситуации роль представителей PSC особенно велика: именно они должны достоверно определить, в каких случаях условия на борту представляют явную угрозу безопасности, здоровью и благополучию моряков. Выводы и дальнейшие действия должны основываться как на профессиональных суждениях инспекторов государственного портового контроля, так и на информации, полученной в ходе неофициального общения с моряками.
Подробнее с информационной запиской МОТ можно ознакомиться здесь.
– Сегодня права моряков находятся под ударом, пожалуй, в большей степени, чем когда-либо, а положения КТМС нарушаются ежедневно, – отметили в Российском профсоюзе моряков. – К сожалению, из-за пандемии это стало привычным и само собой разумеющимся. Разумеется, PSC разных стран должен тщательнее следить за тем, сколько члены экипажей пробыли на борту. Однако само по себе это делу не поможет, пока все государства не обеспечат нормальную смену в своих портах.
По материалам safety4sea.com
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх