Убедиться в том, что работы по креплению и раскреплению груза должны выполнять профессионалы – докеры, пришлось членам экипажа, которые укладывали бревна на судне. Работа с грузом закончилась трагедией для одного из них.
Согласно отчету о происшествии, во время операции использовалась система крепления из опорных тросов, отводного блока и зигзагообразной проволоки. Так, один из кранов, рядом с которым стояли два моряка палубной команды, применяли для проверки натяжения проволоки. Внезапно опорный трос лопнул, и резкое ослабление привело к тому, что членов экипажа ударило проволокой. Один получил легкие травмы, другой скончался от полученных увечий.
Расследование показало, что моряк, чья роль заключалась в отслеживании натяжения проволоки, не мог определить, насколько сильно она натянута, поэтому нажал на нее ногой. Это привело к чрезмерному натяжению, вследствие чего порвался опорный трос.
Согласно руководству по креплению груза на судне, к зигзагообразной проволоке должно применяться только номинальное начальное натяжение, поскольку между нею и опорными тросами предполагается установка талрепа для повторного натяжения вручную, если необходимо. В описанном инциденте член экипажа не использовал это специальное устройство, а пытался натянуть трос краном, что привело к трагедии.
Российский профсоюз моряков призывает членов экипажей в первую очередь думать о собственной безопасности и не предпринимать действий, которые могут причинить вред здоровью.
– Моряки не должны выполнять погрузочно-разгрузочные операции в порту, где докеры предоставляют услуги по таким видам работам, – напоминают в РПСМ. – В тех случаях, когда на терминале недостаточно квалифицированных докеров, экипаж судна может взяться за эту работу при условии получения одобрения от профсоюза докеров – членской организации Международной федерации транспортников, а также – добровольного согласия. В этом случае члены экипажа должны быть хорошо обучены, иметь квалификацию и получать адекватную плату за работу с грузом.