РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Рассмотрение проектов нормативных актов, касающихся сферы пенсионного обеспечения и вопросов занятости; обсуждение проблем, связанных с вакцинацией от новой коронавирусной инфекции; подведение итогов исполнения бюджетов внебюджетных фондов – так выглядела рабочая повестка очередного заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В нем приняли участие представители Российского профсоюза моряков.
Восстановить инвестиционный доход
Встреча РТК открылась обсуждением проекта федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав застрахованных лиц в случае неправомерного перевода средств пенсионных накоплений».
Как пояснила эксперт по правовым вопросам Российского профсоюза моряков Светлана Колганова, документом предлагается ввести регулирование, предусматривающее в случае признания судом недействительным договора об обязательном пенсионном страховании, обязанность страховщиков восстановить на счете застрахованного лица сумму изъятого при досрочном переходе инвестиционного дохода. Источником восстановления планируется сделать резерв по обязательному пенсионному страхованию (РОПС) страховщика.
Одновременно в соответствии с изменениями предлагается учитывать на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица либо на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица проценты за неправомерное использование средствами пенсионных накоплений и средства, сформированные от инвестирования средств пенсионных накоплений, полученных за период нахождения в РОПС предыдущего страховщика восстанавливаемых средств.
В пояснительной записке к законопроекту указано: действующее регулирование предусматривает, что при досрочном переходе застрахованного лица к другому страховщику (далее – договор о досрочном переходе) средства пенсионных накоплений передаются без дохода от их инвестирования, а удержанная сумма дохода направляется в РОПС, от которого «уходит» застрахованный.
– В случае признания такого договора о досрочном переходе недействительным в судебном порядке действующее регулирование не предусматривает механизма возврата этой удержанной суммы инвестиционного дохода, – говорит С. Колганова. – В соответствии с законодательством возврат осуществляется только в отношении средств пенсионных накоплений. В связи с чем застрахованные в целях возврата «потерянного» инвестиционного дохода обращаются в судебные инстанции, которые не всегда встают на сторону застрахованных. На решение данной проблемы и направлен законопроект.
В РПСМ отмечают, что члены РТК поддержали законопроект, предложив Минтруду России и Пенсионному фонду Российской Федерации после его принятия провести широкое освещение изменений, вносимых в законодательство.
Исполнение бюджетов ПФР, ФСС и ФОМС
Следующие темы связаны с работой Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, точнее – с исполнением их бюджетов.
Светлана Колганова напомнила, что бюджет ПФР на 2020 год исполнялся в соответствии с параметрами, утвержденными Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 383-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». В соответствии с ним бюджет ПФР за прошлый года исполнен с общим профицитом в сумме 575,6 млрд рублей.
Доходы бюджета ПФР за 2020 год составили 10 303,3 млрд рублей или 98,0% от прогнозных объемов. Из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, 10 258,9 млрд рублей или 98, % от прогнозных поступлений.
В части расходов бюджет ПФР исполнен в сумме 9 727,7 млрд рублей, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, 9 691,9 млрд рублей. При этом на исполнение публичных нормативных обязательств в 2020 году было направлено 9 584,7 млрд рублей. Сумма межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, составила 4 786,8 млрд рублей.
В пояснительной записке к законопроекту отмечено выполнение плана поступлений страховых взносов по сравнению с годовым прогнозным планом на 96,3%. Снижение поступления страховых взносов на ОПС обусловлено применением с 1 апреля 2020 года пониженного тарифа страховых взносов на ОПС в размере 10% в целях реализации мер государственной поддержки в отношении плательщиков – субъектов малого или среднего предпринимательства, в части суммы выплат, превышающих величину МРОТ.
– Члены РТК поддержали законопроект, – сказала эксперт по правовым вопросам РПСМ С. Колганова. – Одновременно ПФР предложено направить в секретариат РТК информацию по численности зарегистрированных застрахованных лиц с дифференциацией по контингентам. Кроме того, сторона профсоюзов отметила целесообразность включения в Единый план работы РТК на II полугодие 2021 года вопрос о ходе реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2030 года.
Что касается ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год», то эта работа велась в соответствии с ФЗ от 2 декабря 2019 г. № 384-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 гг.». Так, бюджет ФСС за 2020 год исполнен с дефицитом в сумме 135 360,9 млн рублей. При этом в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством дефицит составил 212 223,5 млн. рублей. В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страхование от несчастных случаев) – с профицитом в сумме 35 158,3 млн. рублей.
Доходы бюджета ФСС составили 903 411,6 млн. рублей или 111,3 процента к прогнозным показателям. Расходы - в сумме 1 038 772,5 млн. рублей или 131,8% к показателям. Источником финансирования дефицита бюджета ФСС по страхованию в связи с нетрудоспособностью и материнством явились остатки средств по данному виду социального страхования на 1 января 2020 года, а также средства резерва на осуществление страхования от несчастных случаев.
В пояснительной записке отмечен рост по отношению к 2019 году доходов по страхованию в связи с нетрудоспособность и материнством – на 4,3 %, а также доходов по страхованию от несчастных случаев в 2020 году – на 2,6 %. Увеличение поступлений страховых взносов обусловлено увеличением фонда заработной платы, на который начисляются взносы.
В части расходной части бюджета отмечен рост расходов по сравнению с 2019 годом на 250 973,2 млн. рублей или на 39,3%, в основном за счет увеличения трат на выплату пособий по временной нетрудоспособности застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше в период нахождения на карантине в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Так, эти расходы составили 510 770,5 млн. рублей или 171% к прогнозным показателям, что на 232 018,0 млн. рублей или на 83,2% больше, чем в позапрошлом году. Затраты на выплату пособий по материнству в 2020 году составили 294 305,9 млн. рублей или 96,5% к прогнозным показателям, что объясняется снижением рождаемости.
Отметим, что члены РТК поддержали законопроект.
– Однако соцпартнеры – профсоюзы и работодатели – обратили внимание на продолжающуюся практику погашения без последующего возмещения дефицита средств страхования по временной нетрудоспособности и материнству за счет профицита средств страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по поводу чего сторонами РТК неоднократно высказывались возражения, – отметила Светлана Колганова.
Кроме того, ФСС России предложено направить в секретариат РТК информацию по численности зарегистрированных застрахованных лиц с дифференциацией по контингентам.
Тем временем бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС) за 2020 год исполнен в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 382-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 гг.». Так, бюджет ФОМС – с профицитом 32 229,9 млн. рублей, в части доходов – в сумме 2 392 693,0 млн рублей или 101,1% от прогнозного размера, а в части расходов – 2 360 463,1 млн рублей или 99,7 % от прогнозного размера.
В пояснительной записке указано, что по сравнению с 2019 годом доходы увеличились на 268 705,1 млн рублей или на 12,7%, расходы возросли на 173 725,3 млн рублей или на 7,9 %. Доля страховых взносов на ОМС в общем объеме доходов ФОМС в 2020 году составила 89,1 %. Страховые взносы на ОМС в 2020 году поступили на общую сумму 2 132 755,7 млн рублей или 100,6 % от прогнозного размера. По сравнению с 2019 годом объем их поступления вырос на 89 780,8 млн рублей или на 4,4%.
Членами РТК поддержали проект федерального закона «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год», а также предложили ФОМС направить в секретариат РТК информацию по численности зарегистрированных застрахованных лиц с дифференциацией по контингентам. Помимо этого, было принято решение о включении в Единый план работы РТК на II полугодие 2021 года вопроса об обеспечении сбалансированности поступающих на обязательное медицинское страхование взносов за работающее и неработающее население.
Россиянам предложат пройти профессиональное обучение
Последним рассматривался проект распоряжения Правительства РФ об утверждении Программы организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года. Документом предлагается утвердить Программа организации обучения.
Как объяснила Светлана Колганова, ее цель – содействовать занятости отдельных категорий граждан путем организации профессионального обучения (ПО), дополнительного профессионального образования (ДПО) для приобретения или развития имеющихся знаний, компетенций и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда. Программой организации обучения планируется охватить тех, кто ищет работу, и обратившихся в органы службы занятости, включая безработных; граждан в возрасте 50-ти лет и старше, предпенсионного возраста; женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет; женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей дошкольного возраста.
Инициатива будет реализовываться АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)», Национальным исследовательским Томским государственным университетом» (НИ ТГУ), РАНХиГС. Для участия в Программе нужно подать заявление через портал «Работа в России». Кроме того, органы службы занятости будут выдавать направления на прохождение ПО и ДПО при наличии оснований, предусмотренных законодательством РФ. В таких случаях законодательством о занятости даже предусмотрена стипендия.
Большую часть граждан планируется охватить ПО и ДПО в 2021 году – не менее 168,8 тыс. человек; в 2022-2023 гг. – не менее 125 тыс. человек ежегодно.
– В целом члены РТК согласились с проектом распоряжения, – добавила эксперт по правовым вопросам РПСМ Светлана Колганова. – При этом Минтруду России предложено представить информацию о реализации активных мер поддержки безработных граждан в субъектах РФ в независимости от источников их финансирования за 2020 год и о реализации активных мер поддержки безработных граждан по итогам I полугодия текущего года вместе с промежуточными результатами реализации Программы для рассмотрения на рабочей группе РТК в июле 2021 года. Эту информацию и о количестве участников Программы организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года в рамках мониторинга ситуации на рынке труда также предложено направлять в секретариат РТК.
Наверх