РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Благополучие и здоровье моряков зависит от нескольких основополагающих факторов: разумного баланса между работой и личной жизнью, регулярного общения с родными, условий на борту, удовлетворенности работой, прочных отношений с коллегами и других основополагающих факторов. Но есть ли разница, в какой должности работает моряк или это не играет особой роли? В исследовании психического здоровья моряков, которое проводил Институт по технике безопасности и охране здоровья (IOSH, Великобритания), эксперты не пришли к единому мнению о том, какие специальности и должности связаны с большей угрозой психическому здоровью членов экипажей. Однако ряд закономерностей все же существует.
Отметим, что говоря о специальности в широком смысле, экипаж можно разделить на четыре основные категории: палубная команда, машинная команда, пищеблок и остальные. Среди должностей выделяли следующие: капитан, старший, второй и третий помощник капитана, палубный кадет, старший, второй и третий механик.
Есть факты, которые позволяют сделать вывод о том, что некоторые из них особенно подвержены эмоциональному истощению и выгоранию. Как пояснили специалисты IOSH, посменная работа (которую чаще других выполняют члены экипажей, занимающие определенные должности), была отнесена к факторам риска для здоровья.
Более того, клуб взаимного страхования Standard Club в своем отчете о благополучии моряков подчеркнул, что те, кто занимается «сидячей» работой, более подвержены болезням, связанным с малоподвижным образом жизни. К тому же последний опрос Safety4Sea о благополучии моряков (Crew Wellness Survey) показал, что члены комсостава меньше удовлетворены своей работой, чем члены рядовые – 81,5% и 84,3% соответственно. В целом, поскольку офицеры обычно находятся в рейсе дольше, они подвергаются более сильному давлению, связанному с выполнением своих служебных обязанностей и замечаниями судовладельцев.
Еще один фактор, который, видимо, играет важную роль в том, как моряк чувствует себя на борту, – это место, где он трудится. Самые довольные члены экипажа – в пищеблоке, за ними следуют машинная и палубная команды.
Вместе с тем проведенное в этом году исследование «Индекс счастья моряков» благотворительной организации Mission to Seafarers демонстрирует тревожную тенденцию в ответах палубных кадетов: они говорят о возросшем давлении и отсутствии у офицеров интереса к обучению и наставничеству.
При этом работники машинного отделения в этот раз, в отличие от предыдущих опросов, по уровню общей удовлетворенности превзошли членов палубной команды, которые в свою очередь оказались чуть счастливее рядовых моряков.
Если говорить о различиях на разных типах судов, то первое место по уровню счастья заняли экипажи балкеров, что достаточно необычно. Команды контейнеровозов, для которых более привычна первая строчка в рейтинге, оказались на втором месте, правда, с небольшим отрывом. Уровень общей удовлетворенности экипажей танкеров снизился, а в оффшорном секторе моряки, напротив, стали счастливее.
– Вне зависимости от специальности все члены экипажей подвергаются высокому уровню стресса, тем более во время пандемии, – отметили в Российском профсоюзе моряков. – Не стоит относиться к этому, как к чему-то незначительному – это грозит и более серьезными психологическими проблемами. Задача судовладельцев – создать максимально комфортные условия на борту, а моряков – по мере сил учиться справляться со стрессом и уделять внимание отдыху.
По материалам Safety4Sea.com
Наверх