РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
На протяжении многих лет инциденты в закрытых помещениях на судах остаются серьезной проблемой в морской отрасли. К сожалению, их количество за последние годы не уменьшилось, даже несмотря на появление Международного кодекса по управлению безопасностью и включение подробных инструкций и мер предосторожности при работе в замкнутых пространствах в различные руководства. Моряки продолжают гибнуть.
Один из инцидентов ярко показывает, какие ошибки допускают члены экипажей. Так, ранним утром танкер-химовоз Chem Hana завершил выгрузку 960 тонн ацетона в японском порту Канмон и отправился в очередной рейс на Тиба. Там планировалось принять груз метилэтилкетона. Однако после отхода капитан получил указание от компании-оператора взять курс на порт Мацуяма для погрузки 1000 тонн параксилола. Изменение произошло из-за проблем с погрузочными операциями в порту Тиба. Капитан уведомил старшего помощника о новом месте назначения и груза. Если бы танкер пошел прямиком в Мацуяма, то экипажу не хватило бы времени на чистку резервуаров, поэтому капитан сначала направил судно на юг, к каналу Бунго, чтобы уже оттуда взять курс в нужный порт.
Днем этого же дня старпом, боцман и два палубных матроса приступили к удалению остатков ацетона из приемных колодцев грузовых танков и фильтров насосного отделения. Старший помощник дал указание матросам начать с резервуара №1. Боцман предупредил, что это может быть опасно, потому что газоочистительный вентилятор не работает. Однако старпом проигнорировал замечание. Палубные матросы надели спецодежду и обувь, взяли резиновые перчатки и противогазы, и, держа пластиковые ведра и совок, вошли в резервуар. Один из матросов почти сразу вернулся и сообщил о сильном запахе внутри. Примерно через 20 минут после начала работ старпом заглянул в закрытое помещение через люк и увидел лежащего на дне палубного матроса. Тогда он немедленно надел противогаз, вошел в резервуар и сам потерял сознание.
Боцман и палубный матрос принесли из кладовой на корме судна автономный дыхательный аппарат, вынесли пострадавших на верхнюю палубу, а капитан танкера сообщил о случившемся японской береговой охране и запросил помощь.
К судну подошел патрульный катер, который доставил моряков в город Суо-Осима. Оттуда их переправили в больницу, старшего помощника – на машине скорой помощи, матроса – на вертолете. Однако спасти их не удалось. Причина смерти членов экипажа Chem Hana – удушье из-за недостатка кислорода. Кроме того, возможно, что отравление ацетоном тоже сыграло роль в их гибели.
Анализ причин инцидента выявил много общего с предыдущими несчастными случаями в закрытых помещениях. Во-первых, это – отсутствие осведомленности об опасности в замкнутом пространстве. Старший помощник, видимо, не знал или лишь частично осознавал потенциальные угрозы. Игнорирование необходимости процедуры оценки рисков, которая обычно предшествует входу в закрытое помещение, стало первой ошибкой в цепочке дальнейших многочисленных нарушений правил безопасности.
Другая роковая оплошность – несоблюдение процедуры по входу в закрытое помещение. На борту Chem Hana имелось составленное на основе Системы управления безопасностью (SMS) руководство, содержащее подробные инструкции на этот счет. Однако члены экипажа либо неправильно им следовали, либо вообще их проигнорировали. Так, процедура включает получение разрешения на вход, но никто из моряков его не просил. Далее необходимо проверить воздух и систему вентиляции в закрытых помещениях. На танкере она явно была недостаточной, но уровень содержания токсичного газа или кислорода не проверялся, а перед началом процедуры чистки резервуар не проветрили.
Кроме того, члены экипажа Chem Hana использовали запрещенные средства защиты. В руководстве компании говорилось, что «применение дыхательного аппарата баллонного типа в закрытых помещениях не разрешается, поскольку эти устройства в силу технических характеристик не защищают от чрезмерного содержания углеводородов и токсичных газов и не спасают при недостатке кислорода».
Что касается спасательной операции, то старпом помимо того, что использовал ненадлежащее средство защиты, пытался спасти матроса без посторонней помощи, а это тоже грубая ошибка.
Японское управление по безопасности на транспорте выпустило распоряжение по осуществлению мер, направленных на предотвращение подобного рода происшествий. В нем отмечалось, что когда капитану сообщили об изменении плана погрузки, он должен был донести эту информацию офицерскому составу и дать соответствующие инструкции по подготовке к погрузке. Кроме того, при работе в закрытых помещениях необходимо строго соблюдать правила, указанные в руководстве по управлению безопасностью, а также моряки должны уметь оказывать первую помощь и реанимационные действия.
Количество сообщений об инцидентах в закрытых помещениях остается высоким, и после каждого несчастного случая звучат призывы к принятию профилактических мер. Эти меры предосторожности часто очевидны и содержатся во многих документах по технике безопасности. Так, всем морякам рекомендуется ознакомиться с каждым замкнутым пространством на судне; проводить оценку рисков и инструктаж по технике безопасности; соблюдать процедуру по входу в закрытые помещения; поддерживать связь с членами экипажа, которые остались снаружи; использовать правильные средства защиты. Кроме того, важно, чтобы каждый моряк высказывал свое мнение или имеющиеся опасения относительно предстоящей работы в замкнутом пространстве. В случае происшествия, прежде чем отправиться на помощь пострадавшему, следует принять необходимые меры предосторожности, чтобы не допустить еще больше ошибок, – нельзя действовать под влиянием эмоций.
В Российском профсоюзе моряков отмечают, что также немаловажно участвовать в учениях по входу в закрытые помещение. «Все члены экипажей должны проходить соответствующую подготовку и быть в равной степени осведомлены о работе в замкнутом пространстве, потенциальной опасности и действиях в случае инцидента».
Источник Safety4sea
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх