РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Домогательства, издевательства, гендерная дискриминация и стрессы, связанные с ежедневными трудностями жизни на борту, – вот только часть проблем, с которыми могут столкнуться женщины на судне. Пока это – суровая реальность для многих. Даже если коллеги-мужчины не высказываются напрямую против работы женщин в море, значительная часть остается при мнении, что как специалисты они всегда будут им уступать. Подобные проблемные темы, а также возможные действия компаний, которые позволят искоренить дискриминацию и позаботиться о психологическом комфорте работающих на борту девушек, обсуждались на майском вебинаре «Благополучие женщин в судоходной отрасли». Мероприятие организовала компания Mental Health Support Solutions (MHSS), специализирующаяся на охране ментального здоровья в морском секторе.
– К женщинам часто относятся как к аутсайдерам, – отметила модератор мероприятия клинический психолог из MHSS София Онкен. – Считается, что они во всем уступают своим коллегам-мужчинам. Ни о каком равноправии на борту сегодня говорить не приходится, женщины подвергаются словесным или физическим сексуальным домогательствам.
При этом малочисленность девушек в судоходном секторе – они составляют всего 2% от всей рабочей силы отрасли – является серьезным препятствием для укрепления их положения на борту. «В море трудится слишком мало женщин, и это частично объясняет, почему возникающим у них трудностям практически не уделяют внимания», – отметила София Онкен. По мнению специалиста, чем больше девушек будет в отрасли – тем активнее их проблемы начнут решаться, что является еще одной причиной для расширения их участия в работе на судах.
Исследования также показывают, что проблемы с психическим здоровьем на борту появляются не только у мужчин, но и у их коллег женского пола. «Некоторые девушки в рейсе испытывают связанный с работой психологический стресс и большую физическую нагрузку, что может стать причиной попытки самоубийства», – отметил Кристиан Айерст, генеральный директор MHSS. Отметим, что уровень самоубийств в отрасли выше, чем в среднем по населению.
В ходе вебинара обсуждались и различные проведенные в последние годы исследования, продемонстрировавшие трудности, с которыми женщины сталкиваются в работе. Так, согласно опросу, посвященному их здоровью и благополучию, 18% из 595 респонденток заявили, что подвергались сексуальным домогательствам на борту. Среди проблем, возникавших в рейсе, наиболее частыми были боли в суставах и спине, стресс, депрессия, тревожность и головные боли, причем 55% опрошенных связали эти симптомы непосредственно со своей работой.
Отдельное исследование «Занятость женщин на море» (Employment of women at sea), касающееся проблем на судах греческих судоходных компаний, показало, что мужчины считают своих коллег противоположного пола равными в том, что касается карьерного успеха. Однако меньшинство полагают, что девушки могут работать так же хорошо. Еще выяснилось, что большинство мужчин не хотели бы видеть своим начальником женщину, причем это касалось не только тех, кто работает на борту, но и капитанов порта. «Это исследование подтверждает, что в отрасли до сих пор сохранился стереотип о том, что женщины по всем параметрам уступают своим коллегам-мужчинам, – прокомментировала эти результаты Онкен. – В то время как большинство респондентов (63%) ничего не имеют против их работы на судах, только 19,6% согласны с тем, что они могут быть такими же компетентными работниками, как мужчины. Это подпитывает уверенность в том, что девушки не подходят для профессии моряка, отбивает у них желание пробовать свои силы, а также оставаться в морской отрасли. Подобную ситуацию необходимо изменить».
София Онкен добавила, что исследования продемонстрировали дискриминацию, с которой сталкиваются женщины в морской отрасли, где исторически больше мужчин. «Трудности включают, помимо прочего, ограничение доступа к ресурсам, предназначенным исключительно для девушек, – сказала она. – Поощрение их работы в судоходном секторе сыграет важную роль в устранении или, как минимум, смягчении этих проблем».
Российский профсоюз моряков считает любую дискриминацию недопустимой. «Давление, унижение, неуместные шутки, пренебрежительное отношение – все это может нанести вред даже самой устойчивой психике, особенно когда от своих обидчиков на протяжении долгих месяцев никуда не уйти, – отметили в РПСМ. – Каждый член экипажа вносит свою лепту в создание здоровой атмосферы на борту, и пусть это будет нечто позитивное: уважение, добродушное и тактичное отношение, понимание к своим коллегам, вне зависимости от их пола, возраста, вероисповедания и других личных особенностей».
По материалам allaboutshipping.co.uk
Наверх