16.06.2021

Дизайн судна влияет на взаимодействие внутри экипажа

К такому выводу пришла Международная морская благотворительная организация ISWAN рамках проекта «Социальное взаимодействие имеет значение» (Social Interaction Matters, или SIM), задача которого – не только исследовать факторы, влияющие на общение на борту, но и помочь судовладельцам с использованием проверенных методов поощрять коммуникацию и улучшить благополучие моряков в целом. Сегодня дизайну далеко до совершенства: многие современные суда построены с целью добиться эффекта экономии за счет увеличения масштабов, поэтому хотя размеры теплоходов становятся больше, жилым помещениям и местам, предназначенным для времяпровождения моряков, обычно уделяется мало внимания.

– Они забыли об экипаже – вот что, по сути, следует из дизайна, – отметил, в частности, один из моряков в ходе опроса, проведенного на первой фазе проекта. – В техническом оснащении – все лучшее, но в плане жилищных условий – у нас практически нет места.

Как считают в ISWAN, в дизайне необходимо достичь баланса между рабочими характеристиками и тем, чтобы у экипажа было достаточно пространства для комфортного времяпровождения и труда. Моряки, в частности, жалуются на то, какой негативный психологический эффект может оказывать недостаток места на борту и какое значение он имеет для социального взаимодействия: «Я бывал на ряде контейнеровозов, где есть просторные помещения для вечеринок, общественных мероприятий – чем больше места, тем лучше настроение. Психологически тяжело, когда приходится находиться в очень ограниченном пространстве».

Были и положительные отзывы с примерами тех, кто подходит к вопросу дизайна с мыслями об экипаже. Так, например, некоторые респонденты отметили, что суда, построенные в ряде стран, таких, например, как Норвегия и Голландия, обычно предполагают достаточное пространство для отдыха и общения моряков. Один из опрошенных рассказал: «Я работал в разных компаниях, и некоторые из судов были сконструированы в норвежском стиле, достаточно просторно для экипажа. Например, можно без проблем поставить по меньшей мере 6 или 7 беговых дорожек».

Таким образом, хорошие практики в дизайне судов все же существуют и могут применяться и другими компаниями, которые заинтересованы в благополучии экипажа на борту.

Помимо размеров пространства, такие факторы, как освещение, температура, фоновый шум, мебель могут оказывать мощное воздействие на настроение и поведение людей – например, гостиничная индустрия уделяет этим сферам огромное внимание, чтобы клиенты чувствовали себя комфортно. Каждый из нас прикладывает значительные усилия для того, чтобы наши дома были теплыми и уютными. Но моряки живут и работают в одном и том же месте, и если окружающая обстановка не учитывает их удобство и потребности, касающиеся работы и развлечений, это с большой долей вероятности повлияет на их желание общаться и взаимодействовать с коллегами в свободное время.

«Если на судне используется освещение, которое обычно видишь в больницах или общественных местах, белое и холодное, то в таком помещении оставаться не захочется. Но когда свет теплый, пространство кажется более уютным и комфортным», – отметил один из респондентов. Другой добавил: «Определенно, мебель должна быть удобной. Я знаю, что некоторые компании работают в этом направлении, но мне кажется, этому стоит уделять больше внимания».

Есть и другие важные факторы. Например, члены экипажа судна, которые принимают участие во втором этапе проекта SIM, сообщили в ISWAN, что иногда не могли заснуть из-за вибраций в связи с изменениями шага винтов и оборотов в минуту (RPM). В основном они ощутимы во время прибытия или отбытия с якорной стоянки, у причала.  Подобные неудобства для членов экипажей не всегда учитываются в проектировании судна, хотя порождаемая ими усталость оказывает серьезное влияние на благополучие и, возможно, заставляет моряков ставить в приоритет не общение с коллегами, а отдых.

Исследование ISWAN также показало, что неоднородность и разнообразие экипажа – идет ли речь о возрасте, должности или гендере – также должны учитываться в дизайне помещений общего пользования, чтобы работники могли бесконфликтно сосуществовать. Многие моряки рассказали, что когда люди хотят заняться разными активностями в одном и том же месте, могут возникать проблемы. Поэтому разделение общего большого пространства перегородками или создание нескольких более мелких отдельных помещений может быть хорошей идеей.

«Чаще всего те, кто занимает более высокие должности, решают, что делать, – отметил один из опрошенных. – Более молодые люди, обычно стоящие ниже по карьерной лестнице, хотят играть в видеоигры, воспользоваться Play Station, однако представители более старшего поколения, которые превосходят их и по роли на судне, предпочитают смотреть фильм без фонового шума. Вместо одного большого помещения, может быть, лучше оборудовать несколько поменьше».

Другой рассказал о том, как нечто подобное воплотили на одном из теплоходов, где ему приходилось работать: «Мой предыдущий рейс был на судне, где столовая и гостиная на самом деле оказались одним большим помещением, просто разделенным раздвижной дверью. Так, если часть экипажа смотрела телевизор или пользовалась игровой приставкой и не хотела беспокоить кого-то в другой половине пространства, дверь закрывалась. Однако все равно оставалось чувство, что мы все вместе».

В ISWAN отметили, что несмотря на большое количество барьеров, с пользой можно использовать даже небольшие помещения. Ярким примером этого послужила игра в корнхол, основным смыслом которой является точное попадание мешочком с сушеными бобами в отверстие на деревянной плите, на одном из судов, принимающих участие во втором этапе проекта SIM. Ее удалось провести в проходе за кают-компанией.

Бесспорно, если учитывать благополучие экипажа при проектировании судна, уровень социального взаимодействия на борту выйдет на другой уровень. Как сказал один из моряков: «Я думаю, что верный дизайн будет вдохновлять людей на совместное времяпровождение».

Отметим, что ISWAN собирается использовать данные и обратную связь второго этапа проекта, где компании тестируют различные методы по улучшению взаимодействия экипажа, для создания набора инструментов и руководства для судоходных компаний.

Российский профсоюз моряков подчеркивает, что общение на борту играет крайне важную роль в создании позитивной обстановки на судне. Без него члены экипажа сложнее переносят стресс и трудности, что провоцирует повышенные риски для психологического здоровья. Поэтому необходимо делать все, чтобы обустройство судна, которое на несколько месяцев становится домом для моряков, было комфортным и располагало к взаимодействию.

По материалам ISWAN

↑ 

Наверх