21.06.2021

Две дороги в одно «государство»

Андрей Королев выбрал море, потому что его манила романтика. Андрей Синегубов – потому что морские профессии – в числе самых высокооплачиваемых в его родном Новороссийске. Оба они – первые моряки в своих семьях. И, находясь на разных концах карьерной лестницы, каждый по-своему влюблен в свое дело.

«Мне нравится ответственность»

Уроженец Ростовской области,  Андрей Королев планировал сделать военную карьеру – хотел служить в рядах ВМФ. Однако уже на втором курсе речного училища понял, что работа на торговом флоте для него интереснее. «На первой практике на учебном судне «Иван Кулибин» мы проходили Босфор, – вспоминает капитан Королев. – Какой это был восторг, какая красота!  Меня тогда как магнитом притягивала морская романтика, и одного этого было достаточно, чтобы решить: море я не брошу».

В 1994 году Королев с отличием окончил училище и получил рекомендации продолжить обучение уже в ВУЗе – в Нижнем Новгороде или Санкт-Петербурге. Но не успел, ушел в армию. По возвращении сразу начал работать: сначала в Бельском речном пароходстве, потом по контрактам на подфлажных судах.

В 2001 году вторым помощником Андрей Королев трудоустроился в компанию «АНШИП». Здесь он сначала вырос до старшего помощника, а затем дошел до капитана.

– Мне тогда было 35 лет, и, конечно, поначалу волновался, – говорит Андрей Королев. – В море ведь не с кем посоветоваться. А сейчас, мне кажется, самое главное, что я люблю в своей работе, – это как раз-таки принимать решения. Мне нравится ответственность и то, что от меня зависит благополучие экипажа и сохранность груза. Определенно, эта должность сделала меня решительнее.

Поймал удачу за хвост

– Кем же еще я мог стать, – смеется 27-летний Андрей Синегубов. – Я родился и вырос в Новороссийске, у нас город моряков, кто же здесь не мечтает работать на танкерном флоте!

Он признается: еще в 10 классе решил, что приложит максимум усилий, чтобы попасть на большие грузовые суда. Правда, путь на флот оказался непростым. Получив документы матроса, Андрей начал работать на плавкранах, затем перешел на пассажирский флот.

«Карантинный» год оказался для него чрезвычайно удачным. Его взяли в экипаж танкера Nikolay Zuyev в группу компаний СКФ. Другим личным достижением Андрея Синегубова стало поступление в ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова.

  Я хочу развиваться в этой профессии, – объясняет свое решение матрос. – Надеюсь, что мне удастся вырасти и построить успешную карьеру в компании, а пока моя цель – окончить ВУЗ и стать по крайней мере третьим помощником. Конечно, работать и учиться одновременно непросто, мне приходится подстраивать учебу под контракты. Но я рад возможности работать на хорошем современном флоте и благодарен, что компания меня приняла.

Достойны уважения

Капитан Королев уверен: работа в российской компании с надежной репутацией имеет массу преимуществ. «Прежде всего, это стабильность и защищенность, – говорит моряк. – Суда «АНШИПА» ходят под флагом России, а это означает строгое соблюдение правил безопасности. Кроме того, у нас очень хорошая связь с береговыми службами, они уважительно относятся к плавсоставу, что тоже имеет большое значение в установлении нормального психологического климата в коллективе».

В подчинении у капитана Королева 15 членов экипажа и от 5 до 10 кадетов из Новороссийска и Ростова. У всех – свои вопросы, тревоги, надежды. «Нужно просто относиться к каждому с уважением, выслушать и постараться вникнуть в его проблему, – считает Андрей Королев. – То же самое с кадетами: есть очень целеустремленные ребята, которые сами сделали выбор в пользу профессии, здесь важно помочь, поддержать этот задор. А есть и такие, за кого выбор будущей специальности сделали родители, у них, конечно, меньше энтузиазма и желания узнать работу изнутри».

Дружба помогает в изоляции

Работа в экипаже танкера Nikolay Zuyev открыла для Андрея Синегубова новые грани профессии. «Во-первых, это современный большой пароход, совсем не похожий на те, где я работал раньше, – говорит матрос. – Во-вторых, мне очень понравился экипаж, у нас в команде было много молодых ребят, и вечера мы проводили очень дружно. Мы продолжаем общаться и на берегу, а работать в такой дружелюбной атмосфере – что может быть лучше!»

Моральный климат и поддержка коллег очень помогли молодому человеку справиться с рутиной и отвлечься от многомесячной изоляции, в которую из-за карантина попали сотни тысяч моряков по всему миру. Андрей признается: трудиться полгода и дольше без схода на берег действительно тяжело. «Получается, что твоя жизнь и работа полностью сливаются на этот период, – отмечает моряк. – Мы были в США, Мексике, Индии, заходили в европейские порты, но сойти нигде не разрешали, поэтому любовались видами новых городов с борта судна».

Спорт против пандемии

На нормальную работу экипажа теплохода «Славянин» под управлением капитана Королева карантин не оказал особого влияния. «Надо отдать должное компании, она шла навстречу, организовывала смены даже в самый разгар пандемии. За все это время у нас была лишь одна небольшая задержка, – рассказывает моряк. – Поэтому для нас единственный по-настоящему негативный фактор пандемии – это невозможность схода на берег. Мы работаем в Черном море между Россией и Болгарией, там спуститься с судна не получалось, потому что 10 дней надо было провести в изоляции, а мы стоим в порту меньше. При этом сход на берег для моряков действительно важен, он помогает отдохнуть от рутины».

Капитан говорит: в карантин отвлекаться помогает спорт. «У нас и так малоподвижная работа, поэтому физические упражнения – одна из важнейших составляющих отдыха, – считает Королев. – Я знаю, что на нескольких судах «АНШИПА» профсоюз помог оборудовать спортивные залы. У нас на борту такой возможности нет, поэтому мы организовали занятия в небольшом помещении. А вообще всегда полезно хотя бы просто пройтись, размяться».

Отдельный островок

Для 27-летнего матроса огромное значение в организации досуга на судне имеет и наличие доступа в интернет. «По-моему, главный минус этой работы – долгая разлука с близкими, – рассуждает Андрей Синегубов. – Поэтому важно, чтобы была возможность связываться с родными, друзьями. Сейчас можно отправлять сообщения, а вот видеосвязь доступна только в порту».

Когда Андрей Королев только начинал работать в море, о видеосвязи на борту никто и не думал. «Отрасль действительно очень меняется, – говорит он. – Идет сокращение экипажей, потому что техника все больше автоматизируется, даже на судах типа «река-море». На новых теплоходах автоматизации еще больше. Возможно, экипажи и дальше будут сокращаться, но я не думаю, что мы застанем работу полностью автоматизированных судов без моряков».

Сам Андрей Королев уже давно привык ко всем особенностям профессии, в том числе к пресловутой разлуке с близкими. И уверен: его место только в море. «У меня нет и никогда не было стремления поскорее сойти на берег, – признается капитан. – Судно – это отдельный островок, свое государство, где ты сам принимаешь решения, связанные с его нормальным функционированием. Я просто не вижу себя на береговой работе».  

По материалам ЮТО РПСМ

На фотографии Андрей Синегубов

↑ 

Наверх