РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Российские суда, оснащенные беспилотными технологиями, уже этой осенью первыми в мире смогут получать официальный статус морского автономного надводного флота: на Международном научном форуме «Каспий 2021» было объявлено, что наша страна лидирует как по части внедрения технологий в сфере безэкипажного мореплавания, так и законодательного регулирования. Еще в декабре 2020 года в России было принято положение, которое ввело в торговом мореплавании понятие автономного и полуавтономного судов – самоходного, частично или полностью управляемого без участия экипажа на борту. Сейчас готов к рассмотрению Госдумой ФС РФ федеральный законопроект, который вводит в мореплавание новое понятие – внешний экипаж. Это сотрудники, дистанционно управляющие судном, но не просто операторы, а люди с опытом работы на флоте в должности капитана или старпома. Как отметил на форуме президент Ассоциации международного морского права, завкафедрой Юридического института Российского университета транспорта Василий Гуцуляк, содержание судового экипажа – вторая после топлива статья расходов для судовладельцев. В мире примерно 50 тысяч портовых судов, на которых работают около миллиона человек экипажа, поэтому судовладельцы заинтересованы в сокращении персонала. При этом сфера мореплавания сталкивается с нехваткой специалистов. По данным Международной палаты судоходства, к 2025 году дефицит кадров составит 150 тысяч человек. В то же время 80 процентов аварий в морской зоне происходят по вине человека. Эти факторы привели к необходимости активного внедрения беспилотных судов. По словам Василия Гуцуляка, уже в этом году в российских портах заработают шесть автобуксиров для обслуживания судов. Ученые Астраханского госуниверситета представили на форуме новую разработку – цифровые модели исследовательских судов, способных целый год работать в открытом океане без присутствия человека на борту. Суда-роботы будут собирать данные об акватории – от розливов нефти до глубины моря – и передавать их людям по спутниковой связи. На их корпусах есть сенсорные датчики с машинным зрением, а в бортовом компьютере запрограммирована искусственная нейросеть. Можно будет и размещать роботов-пассажиров: для взятия проб воды и исследования морского дна или для съемки с воздуха.
К слову, Балтийский и международный морской совет (BIMCO) адаптирует один из своих стандартных контрактов для использования с будущими автономными судами. Хотя автономных грузовых судов в настоящее время в эксплуатации нет, в BIMCO хотят начать подготовку уже сейчас, «примеряя» к ним свои проформы чартеров.
Как отмечают в Российском профессиональном союзе моряков, все больше стран проектируют и создают автономные суда, где-то они уже проходят испытания, и пусть пока все проходит не совсем гладко, это доказывает, что автономное судоходство – реальность не столь далекого будущего. Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в морскую отрасль и показала, насколько уязвимыми могут быть члены экипажей, когда нормальная смена невозможна. Поэтому автономные суда вполне могут стать альтернативным решением в ситуациях, когда нет или не хватает человеческого ресурса по вполне объективным причинам.
По материалам rg.ru
Наверх