РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Накануне Дня работников морского и речного флота – профессионального праздника, который ежегодно отмечается в первое воскресенье июля, Александр Валентинович Никифоров, капитан арктического челночного танкера «Штурман Овцын» группы компаний ПАО «Совкомфлот», поделился своим опытом работы и мнением, почему флот СКФ соответствует самым высоким стандартам безопасности мореплавания.
Морская транспортировка энергоресурсов, добываемых в высоких широтах, – одно из направлений деятельности «Совкомфлота». На сегодняшний день созданные компанией транспортно-логистические решения не имеют аналогов в мире, и, вне всякого сомнения, являются показателем национального суверенитета России.
Такие решения, как отмечает генеральный директор – председатель Правления ПАО «Совкомфлот» Игорь Васильевич Тонковидов, основаны на уникальном опыте работы в арктических и субарктических морях, который группа компаний СКФ накопила за последнее десятилетие: «Именно наличие таких компетенций, квалифицированного судового персонала и системы специальной подготовки экипажей к работе в условиях северных морей является залогом надежной транспортной составляющей нефтегазовых проектов в арктической зоне».
Эти слова, вне всякого сомнения, относятся ко всем морякам, работающим на судах СКФ, включая т/х «Штурман Альбанов» (головное судно серии арктических челночных танкеров), «Штурман Овцын»***, «Штурман Малыгин» и «Михаил Лазарев», названных в честь прославленных русских мореплавателей. Все они зарегистрированы под российским флагом, порт приписки – Санкт-Петербург. Танкеры осуществляют в условиях круглогодичной навигации транспортировку углеводородов из Обской губы в Мурманск в рамках проекта «Новый порт».
Для справки:
Новопортовское – одно из самых крупных разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе. Оно расположено на полуострове Ямал в 250 км к северу от города Надым, в 30 км от побережья Обской губы. На месторождении добывается новый сорт нефти, получивший название Novy Port. Надо сказать, что по своим свойствам он относится к категории средней плотности. А самое главное, в нем содержится меньше серы, чем в российской смеси Urals.
Месторождение расположено вдали от трубопроводной инфраструктуры. Поэтому в качестве оптимального решения для транспортировки сырья была выбрана отгрузка через морской терминал «Ворота Арктики», построенный в районе мыса Каменный Обской губы, Карское море. Торжественный запуск терминала в эксплуатацию состоялся 25 мая 2016 года.
Александр Валентинович Никифоров закончил Дальневосточное высшее инженерное морское училище имени адмирала Г. И. Невельского (ДВВИМУ)** по специальности инженер-судоводитель в 1982 году. В СКФ с 2003 года.
Мы только начали!
Первая партия крупнотоннажной сырой нефти с Новопортовского месторождения была доставлена на борту т/х «Штурман Альбанов» осенью 2016 года. А уже в дальнейшем его почин поддержали остальные. Они настоящие труженики, работают надежно и слаженно. Благодаря их усилиям, количество перевезенной нефти с арктического месторождения постепенно приближается к 20 млн тонн!
Вклад т/х «Штурман Овцын» в общее дело выражается в конкретных цифрах.
В День работников морского и речного флота он совершил 131-й рейс. Как отмечает А. В. Никифиров, в общей сложности, за все время работы танкера перевезено более 4 млн 758 тыс. тонн груза. Как говорится, свой профессиональный праздник экипаж отмечает ударным трудом!
Очевидно, что останавливаться на достигнутом моряки не собираются.
– Да мы только начали, – с улыбкой резюмирует Александр Валентинович.
Значимое событие
Александр Валентинович командует т/х «Штурман Овцын» с приемки судна. К слову, танкер был сдан в эксплуатацию 8 декабря 2016 года. И сразу же громко заявил о себе! Дело в том, что направляясь в район постоянной эксплуатации, т/х «Штурман Овцын» в составе каравана судов под проводкой атомного ледокола «Атомфлота» «50 лет Победы» принял участие в транзитном рейсе по Северному морскому пути из наиболее сложного для навигации восточного района Арктики на Запад.
– Т/х «Штурман Овцын» прошел около 2400 морских миль от Берингова пролива до устья Оби, – уточняет Александр Валентинович. – Безусловно, это значимое событие. Ведь впервые в истории арктической навигации суда проследовали Севморпутем в западном направлении в конце декабря 2016 года – начале января 2017 года, тем самым существенно расширив навигационное окно!
Т/х «Штурман Овцын» обладает уникальными техническими характеристиками. Они дают возможность судну под управлением опытного экипажа работать в Арктическом морском бассейне в условиях круглогодичной навигации при температурах до –45°С. Более того, судно может свободно маневрировать в Обской губе. А она, как известно, отличается большим количеством отмелей. Только представьте себе, что на отдельных участках следования танкера глубина составляет менее 10 метров!
В свою очередь пропульсивная установка, состоящая из двух винторулевых колонок типа Azipod совокупной мощностью 22 мВт, обеспечивает танкеру высокую ледопроходимость и маневренность при преодолении торосов и тяжелых ледовых полей, в том числе и благодаря функции Double Acting Tanker (DAT) – движения кормой вперед в сложных ледовых условиях.
Двух одинаковых рейсов не бывает
Т/х «Штурман Овцын» несет свою вахту в высоких широтах почти 5 лет. Вроде, ничего особенного, ходит как трамвай туда-сюда, скажет, наверное, простой обыватель. Это действительно верно, но, лишь отчасти.
«Обычный рейс танкера начинается с выходом из Мурманска. Переход в пункт погрузки в район поселка Мыс Каменный на западном берегу Оби занимает от 4-х суток «эконом» ходом по чистой воде. Несколько больше уходит (до 6 суток) при плавании во льдах и с работой «азиподов», в том числе при максимальных нагрузках, – рассказывает А. В. Никифоров: – Двух одинаковых рейсов не бывает. Когда льда нет, то основные проблемы создает погода, особенно, при погрузке на терминале. Большой сектор со стороны берега «закрыт» из-за особенностей его установки, танкер не может в него заходить из-за малых глубин. Это приводит к тому, что при неблагоприятных ветрах, порой, очень трудно удержать судно в безопасном секторе. А иногда и вовсе невозможно. Таким образом, экипажу всегда надо быть готовым к экстренной остановке погрузки и срочному отходу от терминала. Самое главное в зимне-весенний период (весна, в смысле ледового плавания, растягивается до конца июня) – выбрать правильный, безопасный путь во льдах Карского моря и «прорваться» через тяжелый лед по проложенному каналу в припайном льду по Оби. Такой канал сравним с извилистым бездорожьем, с накатанной части которого, периодически, судно пытается выскочить. Если сюда еще добавить частые туманы, снежные заряды, то даже каждый из этапов рейса, по определению, не может быть похож один на другой. Немало сложностей может доставить переход через льды в Карском море, а также, вспотеешь, пока погрузишься на терминале при ветрах, предельных к допустимым значениям для безопасной погрузки.
Казалось бы, вроде, ничего сложного: зашли, выгрузились на рейдовом терминале в Мурманске, и вышли. Однако есть один маленький, но очень существенный нюанс – сама выгрузка занимает 11-12 часов. А за это время экипаж должен и выгрузку обеспечить, и бункер принять, и продукты. На плечи моряков ложится колоссальная нагрузка. Но ничего, справляемся. А как иначе? По-другому и быть не может!»
Делу время, а спорту – час
Российский профсоюз моряков и ПАО «Совкомфлот» уже несколько лет в рамках совместной программы содействуют организации и обустройству досуга и быта членов экипажей судов под российским флагом, включая т/х «Штурман Овцын». В частности, при непосредственном содействии Балтийской территориальной организации РПСМ приобретается спортинвентарь, включающий, в зависимости от пожеланий членов экипажей, велотренажеры, беговые дорожки и многое другое. Также организуется их доставка на борт судов.
– Очень важно поддерживать себя в хорошей форме и на берегу, и в море, – говорит Александр Валентинович. – Поэтому моряки с большим удовольствием проводят свободное от вахты время, занимаясь на тренажерах. Спорткаюта не простаивает.
Уместно отметить, что в рамках данной программы морякам частично компенсируется санаторно-курортное лечение, туристический отдых и занятие спортом в фитнес-залах.
Есть ли у Александра Валентиновича награды?! Конечно: и ведомственные, и корпоративные ! Он награжден Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II» степени, и почетным знаком СКФ "Ледовый капитан", порядковый номер которого, ВНИМАНИЕ, №1! Впрочем, это уже совсем другая история, о которой как-нибудь обязательно расскажем. Так что продолжение следует...
По материалам Балтийской территориальной организацией РПСМ при содействии пресс-службы СКФ
Наверх