РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Такие тюремные сроки могут показаться шуткой, однако для моряков, которым греческие власти предъявили обвинения в незаконной перевозке мигрантов, они становятся суровой реальностью. Начиная с 2019 года в СМИ стала появляться информация о россиянах, которые в поисках хорошего заработка откликаются на предложения о работе по перевозке туристов на яхтах у турецкого побережья, а в итоге обманным путем оказываются втянуты в схемы по нелегальному трафику беженцев в Грецию. Тем временем в этой стране ЕС, в последние годы принявшей на себя сильный миграционный удар – по состоянию на май, беженцев и соискателей такого статуса в центрах приема насчитывалось порядка 53,7 тысяч человек, – в отношении таких преступлений действуют суровые законы. Так, за каждого перевезенного человека здесь полагается немалый срок: от 7 лет тюрьмы. В 2020 году посольство России в Греции сообщало, что в местных тюрьмах число россиян, обвиняемых или уже осужденных за незаконную перевозку по морю мигрантов с территории Турции, достигло 26. В Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ) отмечают: оказаться на их месте может каждый, кто слишком легкомысленно подходит к вопросу своего трудоустройства.
В прошлом году над попавшими в тюрьмы россиянами состоялось
несколько судов. В ходе одного из последних, о которых известно СМИ, молодых
людей из Старого Оскола, на тот момент 25-летнего Никиту Шаталова и 24-лентего
Алексея Игумнова, осудили каждого на 300 лет. На деле это значит, что они могут
провести в тюрьме 25 лет – таков максимальный срок заключения в Греции. Их
история начиналась просто – с предложения о выгодном трудоустройстве в
интернете о временной вахтовой работе в Европе на яхте. Зарплаты обещали
немаленькие, особенно по меркам достаточно небольшого города – около 2 500 евро
в месяц. Как рассказала мать Алексея, Светлана Игумнова, сын собирался брать
квартиру в ипотеку, и деньги были ему нужны. К тому же работодатель не только
обещал обучить ребят – опыта подобной
работы у них не было, – но и взять на себя все расходы и выдать международные
удостоверения на водный транспорт. Ни о каком криминале речи не шло.
По словам Светланы, Старый Оскол они покинули 23 августа 2019 года: добрались до Москвы, а оттуда уже полетели в Черногорию. После обучения на матросов, которое заняло неделю или две, их направили в Турцию. По словам сына, здесь они занимались перегонкой купленных яхт новым владельцам. В задачи ребят работа с документами и серьезные решения не входили – они драили палубу, помогали на кухне. В конце сентября – начале октября во время очередного рейса капитан сказал, что нужно забрать туристов. В нейтральных водах к яхте подошли резиновые лодки с людьми. Около шестидесяти «пассажиров» высадились на борт судна, рассчитанного приблизительно только на 18 мест. Оно сильно просело, россияне возмутились произошедшему и попытались возразить капитану, но в ответ получили только угрозы в свой адрес и сторону родственников. Деваться с яхты было некуда, рейс пришлось продолжить.
Через некоторое время начался шторм. Ночью капитан с помощником надели спасательные жилеты и поплыли в сторону рыболовецкого судна, которое проходило неподалеку, за помощью и не вернулись. Никита и Алексей остались на практически неуправляемой яхте наедине с поднявшимися на борт людьми. С часу до семи утра они боролись за жизни – свои и пассажиров – не имея практически никакого опыта за плечами. Затем подали сигнал SOS, на который откликнулся проходивший неподалеку грузинский танкер. Он передал спасенных греческим властям, где россияне сразу были арестованы, а чуть меньше, чем через год – осуждены за перевозку мигрантов и помещены в тюрьму города Нафплион.
По словам близких, при допросе следователь спросил у обвиняемых, почему те не бросились в воду вслед за капитаном, на что получил ответ: «На судне живые люди. Мы не могли их оставить».
Незадолго до этого – в июле 2020 года – состоялся другой суд: еще двое россиян, жители Ижевска Константин Семенов и Иван Возниковцев 1979 года рождения, получили по 253 года каждый за организацию нелегальной миграции, торговлю людьми и незаконное пересечение границы Греции. Моряки вину не признали: по их словам, когда они приезжали в Турцию на заработки, речь шла только о перевозке туристов на круизной яхте. Россиянам пообещали хорошие зарплаты – около 2 000 евро в месяц – и отдельную оплату питания, которые послужили для них наживкой. Обоим нужны были деньги. Константин Семенов хотел оплатить учебу дочки в элитном лицее. Иван Возиковцев – позаботиться о близких. В связи с тяжелыми жизненными обстоятельствами и необходимостью обеспечивать больную мать, он, будучи единственным кормильцем в семье, дал согласие на временную подработку сроком на один месяц в компании, которая предлагала работу матросом на парусной яхте в Италии и Черногории по перевозке туристов. Выполнял «функции лишь матроса, информации о пассажирах-мигрантах и об истинных целях работодателей не было, его использовали втемную», – утверждают в отрывке письма, опубликованном в «Комсомольской правде», его родители. Один – водитель, второй – экскаваторщик: моряками Иван и Константин никогда не были. В 2019 году их также обучили навыкам работы на яхте.
По сведениям вице-президента российского отделения международного комитета защиты прав человека Ивана Мельникова, все не задалось почти сразу – яхта ломалась. В связи с этим экипаж обратился к работодателю, который обещал исправить ситуацию и выслать инструменты и детали. Однако в назначенном месте их ждала отнюдь не помощь в ремонте: сперва к судну прибыли трое человек, затем – приблизились другие лодки с мигрантами. Россияне заподозрили неладное и стали отказываться везти людей, в ответ на что получили угрозы – вплоть до того, что их выкинут за борт. Вынужденно они пустили нелегалов на яхту. По словам правозащитника, двигались вдоль берега с небольшой скоростью, специально привлекая внимание береговой охраны. 20 августа, после того как ее сотрудники пошли к яхте, россиян задержали и обвинили в перевозке нелегалов. Сейчас свой срок они отбывают в афинской тюрьме Коридаллос.
Из 26 людей, попавших в греческие тюрьмы по обвинению в перевозке мигрантов, у многих очень похожие истории. Всех их объединяет то, что никто, устраиваясь на временную работу, не подозревает, что должен будет совершать противоправные действия. Часто работодатели выходят на них через общих знакомых или россияне сами находят заманчивые вакансии в интернете с предложениями значимых сумм. В большинстве случаев, но не всегда, на удочку мошенников попадают люди без опыта мореходства. Соглашаются, чтобы поддержать близких, расплатиться с долгами, улучшить условия жизни. Нередко дополнительной приманкой выступает возможность научиться управлять яхтой, получить соответствующие права. По словам близких, тем, кто откликнулся, вербовщики обещали законный труд без намека на криминал: возить состоятельных туристов на прогулочных яхтах за зарплату в несколько тысяч евро. Даже соглашаются заключить трудовой договор, дата подписания которого, правда, все время откладывается. В итоге же все оборачивается кошмаром: на борт сажают мигрантов, а крайними всегда оказываются неопытные и неосведомленные члены экипажа, а отнюдь не те, кто их вербовал на работу, и тем более – не организаторы нелегальной перевозки.
Ситуация осложняется тем, что поддержать моряков, попавших в подобную ситуацию, бывает очень непросто. На оплату дорогостоящих услуг адвокатов, исчисляющихся тысячами евро, у большинства семей не хватает денег. Кроме того, задержанные в большинстве случаев не могут высказать свою позицию по предъявленным им обвинениям, потому что все ходатайства принимаются только на греческом языке, а услуги переводчика стоят дорого. Правозащитники утверждают, что чаще всего суд не принимает во внимание доводы россиян, а назначенные защитники практически с ними не общаются.
«О какой объективности рассмотрения дела в суде может идти речь, если своего адвоката ребята увидели только за 10 минут до судебного заседания? Он не понимал по-русски и на суде общался со своими подопечными через переводчика. О чем можно вообще говорить?», – рассказала Алена Басова, подруга моряка Константина Семенова и руководитель инициативной группы родственников российских моряков, осужденных или ждущих суда в Греции.
Кроме того, как сообщают родственники некоторых заключенных, условия содержания в тюрьмах часто оставляют желать лучшего.
В итоге россияне, оставшиеся практически без защиты, получают огромные сроки в сотни лет. Исключения из этого правила есть, но их немного: так, например, Витаутас Слушконис и Алексей Любимов, выпускники детского дома, проживающие в Калининграде и задержанные еще в 2018 году, в апреле 2020 года получили по 3 года 2 месяца. Но, во-первых, один из других членов экипажа их яхты, украинец, сам фигурировавший в уголовном деле как глава преступного сообщества, оплатил им адвоката. А во-вторых, команда тогда так и не пустила мигрантов на борт, хотя для греческих властей это не стало препятствием в выдвижении обвинения в организации преступного сообщества, угрозе жизни, нелегальной перевозке мигрантов и подделке документов.
Также относительно короткие сроки за перевозку нелегальных мигрантов – три года каждому – получили в октябре 2020 года белгородец Роман Беленко и житель Уссурийска Алексей Маленков – последний, кстати, до того, как попасть в беду в Греции, на протяжении нескольких лет был моряком, однако его судно в 2019 году отправили на ремонт и экипаж пошел в вынужденный отпуск, что и заставило его искать новые способы заработка. Известно, что жена Маленкова оплачивала услуги афинского адвоката из личных средств. При условии выполнения работы в тюрьме, согласно греческим законам, россиян могут освободить раньше.
В СМИ, помимо уже названых заключенных греческих тюрем, фигурируют имена Антона Каррамова и Платона Давыдова, осужденных в прошлом году на 395 лет тюрьмы каждый, Александра Илларионова и Андрея Журавлева, которым дали 395 лет тюрьмы на двоих, Алексея Золотова, в 2019 году приговоренного к 341 году тюремного заключения и штрафу в 850 тысяч евро, Анатолия Васильева, Алексея Любимова, Романа Малых и Демьяна Гущина.
При этом зачастую граждан ЕС и Турции, задержанных по аналогичным обвинениям, в Греции освобождают от наказания. Причина – в нормах Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми от 2005 года: статья 26 этого документа гласит, что лицо, вовлеченное в работорговлю путем обмана, злоупотребления доверием или по принуждению, приравнивается к жертве торговли людьми, то есть освобождается от уголовной ответственности.
Чтобы помочь россиянам, как рассказала адвокат Валерия Тюрина, она и ее коллеги предпринимали попытки возбудить уголовные дела по факту мошенничества в отношении неустановленных лиц и в рамках этих уголовных дел признать моряков потерпевшими, то есть, вовлеченными в преступную деятельность путем злоупотребления доверием, обмана и по принуждению. По ее словам, после этого события должны развиваться следующим образом: «Дальше, уже на территории Греции, в рамках Конвенции 2005 года они признаются жертвами торговли людьми и освобождаются от уголовной ответственности». Однако пока о выходе обвиняемых и осужденных россиян из тюрьмы по этой причине информации не появлялось.
Отметим, что если наши соотечественники стали попадать в греческие тюрьмы по обвинению в незаконной перевозке мигрантов относительно недавно, то граждане Украины уже не первый год сталкиваются с этой проблемой. Так, летом 2018 года портал BBC News Украина сообщил, что в греческих тюрьмах за перевозку нелегалов отбывают наказание более 150 украинских моряков, а по информации портала «Заборона», в октябре прошлого года 438 украинцев находились в пенитенциарных учреждениях страны за подобные преступления.
Один собственник круинга в Одессе рассказал порталу «Страна.ua», что ряд местных компаний набирает экипажи на старые и потрепанные теплоходы, которые занимаются сомнительными грузоперевозками и не только: «Для владельцев большинства таких судов перевозка грузов лишь побочный заработок. Главное – это переброска мигрантов. Все эти суда ходят под иностранными флагами, хотя большинство владельцев – наши, украинцы. Прибыль такого бизнеса стоит риска».
Также известна история украинского моряка Анатолия Черкасского, который работал помощником капитана на греческом судне. В 2018 году он был приговорен к 70-летнему тюремному заключению за перевозку нелегалов из Сирии. Сам моряк уверяет: об их нахождении на судне он ничего не знал. В 2019 году он объявил голодовку в связи с безразличием чиновников к его судьбе.
В Российском профессиональном союза моряков отмечают: такие случаи показывают, что стать невольным соучастником перевозки мигрантов можно, не только откликаясь на заманчивое объявление о работе на яхте в Средиземном море, сулящей неплохое вознаграждение, но и трудоустраиваясь на морское судно сомнительной компании. В связи с этим главная и основная рекомендация любому моряку, находящемуся в поиске работы – прежде чем принимать окончательное решение и идти в рейс, как бы убедительно и достоверно предложение не выглядело, лучше потратить время, навести справки о работодателе и обратиться за консультацией в профсоюз. РПСМ всегда готов поделиться с моряками информацией о действительно надежных судовладельцах и предостеречь от трудоустройства, которое может обернуться лишением свободы в чужой стране, а не высоким заработком.
На первой фотографии – Никита Шаталов и Алексей Игумнов
На второй фотографии – Иван Возниковцев и Константин Семенов
Наверх