09.07.2021

Четыре месяца на газовозе «Кристоф де Маржери»

В конце 2020 года на борт флагманского газовоза «Кристоф де Маржери» компании «Совкомфлот» вместе с экипажем поступили три курсанта ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова – два электромеханика и механик. В ходе практики им довелось принять участие в экспериментальном рейсе по Севморпути. Своими впечатлениями они поделились с «Вестником СКФ». 

Нет ничего более совершенного, чем газовоз

Виталий Иванов, кадет 4 курса электромеханического факультета, попал на газовоз осенью 2020 года после собеседования в компании. 

– Это была моя первая практика в СКФ, очень волновался, – вспоминает он. – Вышла забавная история – с другими курсантами мы тянули спички, чтобы распределиться, кому на какое судно идти. Удача не обошла меня стороной – вытащил газовоз «Кристоф де Маржери». Потом месяц, как и вся смена, просидел в обсервации. Время было напряженное: очень хотелось поскорее попасть на борт. 

Когда же Виталий увидел судно, то испытал шок. Говорит, одно дело читать характеристики на бумаге, и совсем другое – стоять рядом с газовозом, длинна которого – 300 метров. Первые две недели, по его собственному признанию, находился в прострации – не понимал общей картины и даже терялся в помещениях.  

– По прибытии нам велели заселиться, получить форму и на следующий день началась практика, – вспоминает он первое время на борту. – Электромеханики сразу повели в машинное отделение, познакомили с оборудованием. Первые дни стали вводными: мы изучали порядок ежедневных обходов. Затем появились обязанности – проводить ежемесячные работы, связанные с обслуживанием электродвигателей, вести журнал учета смазки подшипников, записывать показания с азиподных панелей по статическому напряжению, контролировать оборудование.

Об экипаже курсант вспоминает с особой теплотой и считает, что всем практикантам очень повезло.

– Никакого давления, предубеждений или ощущения разницы в возрасте. Коллеги помогали и подсказывали, но при этом всегда оставались требовательными. Что касается технической части судна, я изучаю документы до сих пор: мы работали с очень сложным оборудованием. Ничего более совершенного в мире, чем этот газовоз, нет. Когда узнавал принцип работы систем, про себя думал – как до такого додумались? Все это очень сложно и одновременно интересно. Удивительно, что один-два электромеханика должны владеть всей техникой, которую в проектных бюро придумывают целые отделы.

Несмотря на сложности, Виталий Иванов считает профессию моряка – неординарной. Здесь, говорит он, отсутствует рутина, а в море начинаешь по-другому относиться к обыденным вещам – особенно к дому и семье.

– Я люблю работать не только руками, но и головой. Инженерная специальность – это двигатель прогресса, потому что заставляет думать и развиваться. Мне хочется ощущать свой вклад в его достижение, – делится своими мыслями Виталий Иванов.

Работать в «Совкомфлоте»

Для Артема Быстрицкого, кадета 5 курса электромеханического факультета, эта практика стала второй. Он признается: когда узнал, что идет на «Кристоф де Маржери», радости не было предела. Ожидания оправдались сполна. 

– Экипаж на судне очень хороший: отзывчивые молодые люди, которые могут вызывать только восхищение профессионализмом и образованностью, – говорит он. 

На практике Артем в основном занимался азиподами, их на судне три – по 15 мегаватт каждый. Плюс сложности добавлял ледовый класс газовоза. 

– Это особенно ощущается в обслуживании. Скрежет льда в машинном отделении мы слышали постоянно, – рассказывает он. – Во время таких сложных переходов большая доля ответственности лежит на электромеханиках. Мы понимали, случись что, помощи ждать неоткуда. Чувствовали и личную ответственность за прохождение практики – не хотелось своими действиями доставлять хлопоты или каким-то образом отвлекать экипаж от рейсового задания – их плановой работы. 

По признанию курсанта, волнения и страха не было. «Было сложно и одновременно интересно, – вспоминает Артем. – А этот постоянный шум в электрической мастерской! Не знаю даже, с чем сравнить, я уже настолько к нему привык».

Про коллег в экипаже курсант вспоминает с восхищением:

– Они все действовали быстро и уверенно, без лишних хлопот – как будто на автомате. Их уверенность передалась и нам, – рассказывает он. – В рейсе я обрел таких коллег, что на берегу придется поискать. Когда мы списывались, нас провожали практически все члены экипажа. Понимаете, они сочли это возможным, несмотря на то, что мы – кадеты. Меня поразило ощущение морского братства – такие моменты приносят радость.

Артем признается, что после этого рейса у него всего одно желание – работать в компании «Совкомфлот». Он хотел бы попробовать свои силы на газовозах с электродвижением, говорит, это сильно и современно!

Даже такой минус профессии, как продолжительные рейсы, его не останавливает. 

– Я с Таманского полуострова, родился и вырос у двух морей – Черного и Азовского. Моя жизнь без моря невозможна. Тем более все зависит от человека. Если заглянуть в будущее, то свое дальнейшее развитие вижу в преподавательской деятельности. 

Артем Быстрицкий уверен, что настойчивость, сила духа и уверенность – важные составляющие для профессии моряка. 

«Приятно, что меня похвалили»

Павел Мамонов, кадет 5 курса механического факультета, тоже с большим удовольствием рассказывает о четырех месяцах, проведенных на газовозе «Кристоф де Маржери» во время практики:

– Моим куратором стал второй механик, а сам я в основном выполнял обязанности третьего механика. Мы очень много работали. Помню, было неожиданно, когда на второй день практики начали делать компрессор. Я очень волновался, ведь толком-то еще ничего не знал!

Павел честно признается, что в первый месяц справлялся с заданиями неважно: «Приходилось учить, смотреть, трогать, крутить механизмы, разумеется, под контролем старших. Были случаи – ругали, потому что ошибался. В последний месяц практики механики мне доверяли некоторые работы, а у меня к тому времени сформировалось понимание, зачем мы ходим в море». 

Он объясняет, что задача механика – не навредить ни себе, ни судну, безопасно доставить груз, заработав деньги себе и компании. 

– За эту практику я получил достаточный опыт для того, чтобы уже самому принять вахту и стать вахтенным механиком, – говорит Павел. – Готов брать ответственность.

Еще курсант констатирует: разница между учебой в вузе и работой на судне – колоссальная:

– В университете преподают по старым технологиям. Когда приходишь на такое судно, как «Кристоф де Маржери», ощущаешь себя вымершим динозавром. Этого я, конечно, не ожидал, как и впечатляющего масштаба современной техники: дизеля, котлы – все работает на газу. Третий механик в прямом смысле заставлял меня учить много технической литературы по оборудованию. На следующий день после теории мы выполняли определенную работу, чтобы закрепить знания. Вся техническая литература на английском языке, поэтому приходилось много работать со словарем. Но больше всего запомнилось, как однажды мы 28 раз перебрали один сепаратор – искали причину поломки, и нашли ее!

Несмотря ни на что, Павел Мамонов очень благодарен экипажу, и особенно команде машинного отделения: «Они – очень грамотные и технически подкованные люди. Под конец практики мне было безумно радостно и приятно, что меня похвалили».

По материалам «Вестник СКФ»


↑ 

Наверх