РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Несмотря на то, что давно доказана связь между утомлением и морскими авариями, в судоходной отрасли представление о том, как управлять усталостью на рабочем месте, остается на довольно примитивном уровне. Именно такой вывод можно сделать из совместного доклада основанной Lloyd’s Register Foundation некоммерческой организации, занимающейся вопросами техники безопасности и гигиены труда Safetytech Accelerator, и технологической консалтинговой компании Thetius. Сегодня в целом авиационной отрасли и здравоохранении дела с профилактикой утомления на рабочем месте обстоят гораздо лучше, чем в судоходстве.
Так, усталость – это физиологическое состояние, характеризующееся снижением умственной или физической работоспособности. Она может негативно повлиять на способность моряка или берегового рабочего выполнять важные с точки зрения обеспечения безопасности обязанности. Ее наиболее очевидные причины – недостаток сна или продолжительное бодрствование, которые традиционно контролируются с помощью системы учета рабочего времени.
Однако этот метод очень плохо защищен от вопиющих злоупотреблений. В частности, проведенное в прошлом году Всемирным морским университетом исследование «Культура приспособления» (Culture of Adjustment) показало, что при учете рабочего времени и часов отдыха были широко распространены искажения и записи, совершенно не отражающие действительность. Выяснилось, что положения, касающиеся усталости, повсеместно игнорируются, а минимальные безопасные уровни укомплектования экипажа не соблюдаются.
В сфере здравоохранения, на воздушном и железнодорожном транспорте применяется гораздо более продвинутый, основанный на фактических данных подход к управлению рисками безопасности, связанными с усталостью. Принятая там система направлена на достижение реалистичного баланса между безопасностью, производительностью и стоимостью.
Отправной точкой для этого является признание того, что утомление – неизбежная часть работы, особенно в секторе морских перевозок, осуществляющихся круглосуточно. Управление рисками усталости – более эффективный подход по сравнению с обычным учетом рабочего времени и отдыха, потому что он предполагает разделение ответственности за управление усталостью между руководством и конкретными лицами.
Как сообщает Lloyd’s List, на рынке уже появился целый ряд носимых цифровых устройств, измеряющих активность, сердцебиение, содержание кислорода в крови и уровень стресса членов экипажей. Некоторые из этих технологий теперь можно использовать в смартфонах, что превращает управление усталостью в достаточно дешевый, бесконтактный и широкодоступный процесс. В докладе Safetytech отмечается, что новые технологии позволят морякам и их работодателям совместно управлять рисками усталости. Благодаря ним появится возможность отстранять переутомившихся моряков от выполнения критически важных с точки зрения безопасности работ.
Означает ли это, что капитан сможет остановить судно, чтобы дать уставшему экипажу отдохнуть, тем самым уменьшив риск аварии? Капитан Мэтт Истон, лоцман из Ливерпуля и эксперт в области человеческого фактора, думает, что нет. «На теплоходе, укомплектованным минимальным количеством членов экипажа, нельзя даже упоминать об усталости, – отметил он в ходе вебинара, сопровождавшего доклад. – Капитаны редко принимают решение остановить судно по причине утомления моряков». Он добавил, что в буксировочном секторе тем не менее стали строже относиться к контролю за усталостью экипажей.
Капитан Истон также считает, что об усталости в целом очень мало сообщают. В любом случае, капитан не стал бы задерживать судно, если бы опасался, что за это к нему будут применены дисциплинарные меры. Существует давление со стороны береговых работников компании и сотрудников портов, желающих как можно быстрее поставить суда к причалу, а потом отправить их обратно. Поэтому управление рисками усталости на основе данных неизбежно столкнется с принятой в компании практикой эксплуатации.
Решение, как всегда, кроется в корпоративной культуре, считают в Lloyd’s List. Если отдел эксплуатации флота компании начнет прислушиваться к капитану, а правдивые доклады об уровне усталости экипажа станут поощряться, а не наказываться, то управлять рисками можно будет к удовлетворению всех заинтересованных сторон.
В Российском профессиональном союзе моряков подчеркивают, что усталость членов экипажей может привести к тяжелым последствиям, вплоть до аварий и различных морских инцидентов. Поэтому судовладельцам необходимо уделять этому вопросу особое внимание, рассматривая возможности улучшений на борту своих судов.
По материалам lloydslist.maritimeintelligence.informa.com
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх