28.07.2021

РТК рассмотрела ряд законопроектов

Рассмотрение проектов нормативных актов, касающихся основных характеристик бюджетов ПФР, ФСС и ФОМС на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг., величина прожиточного минимума с 1 января 2022 года на душу населения в целом по РФ, перенос выходных дней в 2022 г. и другие вопросы – так выглядела повестка заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, прошедшего 25 июня в формате видеоконференции. В нем приняли участие представители Российского профсоюза моряков. 

Увеличить пенсионное обеспечение

Встреча открылась обсуждением проекта основных характеристик бюджета Пенсионного фонда РФ на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг. Как рассказала эксперт по правовым вопросам РПСМ Светлана Колганова, доходы бюджета ПФР на 2022 год планируются в сумме 9 830,5 млрд. руб., на плановый период 2023 и 2024 гг. – 10 373,8 и 10 930,1 млрд. руб. соответственно.

Расходы бюджета ПФР на 2022 год определены в размере 9 956,4 млрд. руб., а на плановый период 2023 и 2024 годов составят 10 352,1 и 10 908,5 млрд. руб. соответственно. Таким образом, бюджет ПФР планируется дефицитным в 2022 году, далее – профицитными.

Светлана Колганова пояснила, что дефицит будет обеспечиваться за счет привлечения  остатков средств бюджета ПФР по состоянию на 1 января 2021 года.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые в ПФР, предусмотрены на 2022 год в объеме 3 637,9 млрд. руб., на плановый период 2023 и 2024 гг. – 3 757,6 млрд. руб. и 3 865,0 млрд. руб. соответственно.

В части расходов на выплату страховых пенсий средства федерального бюджета предусмотрены в общем объеме на 2022 год – 1 979,8 млрд. руб., на 2023 год – 1 945,1 млрд. руб. и на 2024 год – 1 913,8 млрд. руб. В рамках бюджета закладывается индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней в 2022 году на 5,9%, на 2023 г. – 5,6%, в 2024 г. – 5,5%. Индексация социальной пенсии планируется в 2022 году в размере 7,7%, в 2023 г. – 0,3%, в 2024 г. – 9,0%. Среднегодовая численность получателей страховых пенсий, принятая при определении объема расходов, в 2022 году составила 39,57 млн. чел.; в 2023 г. – 38,93 млн. чел.; в 2024 г. – 38,86 млн. человек.

– В целом члены РТК поддержали проект основных характеристик бюджета ПФР, – рассказала Светлана Колганова. – Вместе с тем стороны профсоюзов и работодателей предложили Минтруду России, Минфину России, Минэкономразвития России совместно с социальными партнерами и с учетом социально-экономических условий в среднесрочном и долгосрочном периоде рассмотреть вопрос о ежегодном увеличении пенсионного обеспечения, в том числе работающих пенсионеров, с проведением аналитической оценки.

Характеристики бюджета ФСС РФ 

Следующая тема заседания РТК была связана с работой Фонда социального страхования Российской Федерации, в частности, обсуждался проект основных характеристик бюджета ФСС РФ на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг.

Так, доходы бюджета ФСС на 2022 год определены в сумме 970,31 млрд. руб., на плановый период двух последующих годов – 1 042,15 и 1 115,53 млрд. руб. соответственно. Расходы бюджета ФСС на следующий год определены в размере 929,67 млрд. руб., на плановый период 2023 и 2024 гг. составят 994,83 и 1 060,3 млрд. руб.  соответственно. Таким образом, бюджет ФСС планируется профицитным в 2022, 2023 и 2024 гг.

Бюджет ФСС в части обязательного страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2022-2024 гг. сбалансирован с учетом трансфертов из федерального бюджета в ФСС на обеспечение его сбалансированности в объеме 3,51 млрд. руб. в 2022 году, 10,76 млрд. руб. – 2023 году, 14,72 млрд. руб. –  2024 г.  Бюджет ФСС в части обязательного страхования от несчастных случаев на производстве планируется профицитным.

Члены РТК поддержали проект бюджета ФСС. 

Характеристики бюджета ФОМС РФ

Что касается проекта основных характеристик бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг., то общий объем доходов бюджета ФОМС РФ прогнозируется на 2022 год в сумме 2 749,3 млрд. руб., на 2023 год – 2 900,8 млрд. руб., на 2024 год – 3 060,5 млрд. руб.

Эксперт по правовым вопросам РПСМ Светлана Колганова пояснила, что оценка расходов бюджета ФОМС произведена с учетом планируемых доходов на 2022-2024 годы и прогнозируется на 2022 год в размере 2 806,3 млрд. руб., на 2023 год – 2 949,3 млрд. руб., на 2024 год – 3 105,2 млрд. руб. Остатки средств бюджета Федерального фонда на 1 января 2022 года прогнозируются в размере 53,3 млрд. руб., однако они не обеспечивают сбалансированность бюджета ФОМС на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг.

Размер дефицита бюджета ФОМС, не обеспеченный собственными источниками финансирования, прогнозируется на 2022 год в сумме 3,7 млрд. руб., на 2023 год – 48,4 млрд. руб., на 2024 год – 44,8 млрд. руб. На заседании РТК была отмечена необходимость покрытия данных сумм за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Прогноз зачисляемых в бюджет Федерального фонда страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения оценивается на 2022 год в сумме 1 592,9 млрд. руб., на 2023 год – 1 702,2 млрд. руб., на 2024 год – 1 818,3 млрд. руб.

Общий размер поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2022 год прогнозируется в размере 806,8 млрд. руб. с учетом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, равного 1,244, на 2023 год – 839,2 млрд. руб. (коэффициент удорожания – 1,294), на 2024 год – 873,0 млрд. руб. (коэффициент удорожания – 1,346). 

– Коэффициент удорожания стоимости медицинских услуг на каждый год рассчитан с учетом увеличения на индекс потребительских цен к предыдущему году – по 4% ежегодно, – объяснила С. Колганова. 

В материалах к проекту также сообщается, что расчет показателей произведен исходя из численности граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, по состоянию на 1 января 2021 года в количестве 145 065,5 тыс. человек, в том числе работающего населения – 63 794,3 тыс. человек, неработающего населения – 81 271,2 тыс. человек. По сравнению с 1 января 2020 года общая численность уменьшилась на 418,1 тыс. человек, в том числе работающего населения – на 1 260,8 тыс. человек, неработающего населения увеличилась – на 842,7 тыс. человек.

«О правовом положении иностранных граждан в РФ»

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 13.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разработан в целях совершенствования законодательства о привлечении трудовой деятельности иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов (ВКС) и закрепления в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих компетенции, востребованные экономикой страны. Законопроект предполагает ряд изменений в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В частности, предлагается предоставить право получения бессрочного вида на жительства  ВКС и членам их семей (без привязки к периоду осуществления трудовой деятельности) в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности на территории РФ в качестве ВКС не менее трех лет и начисления и уплаты работодателем НДФЛ в отношении ВКС в этот период.

Также предполагается увеличить минимальный порог ежемесячной зарплаты (вознаграждения) как критерия для получения статуса ВКС с 167 тыс. руб. до 250 тыс. руб.

Кроме того, законопроектом уточняются отдельные требования в отношении предоставления документов, связанных с трудоустройством ВКС. В частности, предлагается введение обязанности ВКС при получении разрешения на работу либо для продления его срока действия предоставлять документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных болезней. Поимо этого предполагается введение дополнительного основания по установлению работодателям запрета на привлечение ВКС в течение 2-х лет – непредставление либо представление в налоговые органы по истечении шести месяцев поддельных или подложных сведений о суммах НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом в отношении ВКС.

11 950 рублей на душу населения

Такую величину прожиточного минимума предлагается установить с 1 января 2022 года в целом по РФ проектом постановления Правительства РФ «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2022 год». Для трудоспособного населения она составит – 13 026 руб., для пенсионеров – 10 277 руб., для детей – 11 592 руб.

Этот документ подготовлен во исполнение пункта 1 статьи 4 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ФЗ о МП), в соответствии с которым величина прожиточного минимума на душу населения в целом по России на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством РФ с учетом мнения РТК и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.

В пояснительной записке к проекту постановления сообщается, что предложенная величина прожиточного минимума в целом по РФ на душу населения составила долю 44, 2% от медианного дохода, который, по данным Росстата за 2020 год, составил 27 036 рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ФЗ о ПМ соотношение величины ПМ для трудоспособного населения с величиной ПМ на душу населения в целом по РФ составляет 109%, для пенсионеров – 86%, для детей – 97%. Исходя из этих соотношений в проекте постановления определены размеры величин ПМ для соответствующих групп населения.

Ожидаемая выплата накопительной пенсии на 2022 год

Проект федерального закона «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2022 год» подготовлен Минтрудом России. Законопроектом предлагается установить ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета ее размера, на 2022 год продолжительностью 264 месяца. Он будет совпадать со значением, установленным на 2021 год. Данный законопроект разработан в целях реализации статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии». В соответствии с частью 1 статьи с 1 января 2016 года продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни мужчин и женщин в возрасте 60 и 55 лет в соответствии с методикой оценки ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, утверждаемой Правительством РФ.

Аккредитацию – под контроль

Проектом постановления «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)» предлагается утвердить соответствующее Положение, в соответствии с которым предметом федерального государственного контроля (надзора) в данной сфере является соблюдение частными агентствами занятости обязательных требований, установленных пунктами 6 и 8 статьи 18.1 Закона РФ «О занятости в Российской Федерации». Объектами контроля определены юридические лица, сведения о которых размещены в реестре аккредитованных частных агентств занятости.

Документом устанавливается перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление надзора. Определены три категории риска причинения вреда (ущерба) – средний, умеренный и низкий, а также критерии отнесения объектов контроля к категориям риска, в зависимости от наличия выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий  нарушений обязательных требований.

Также проектом постановления установлен перечень профилактических мероприятий (информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит). 

Порядок осуществления государственного контроля (надзора) предполагает две формы его осуществления: документарная проверка и наблюдение за соблюдением обязательных требований без взаимодействия с контролируемым лицом.

Выходные и праздничные в 2022 году

Последним рассматривался проект постановления Правительства Российской Федерации «О переносе выходных дней в 2022 году». Так, в соответствии с ним предлагается перенести в 2022 года следующие выходные: с субботы 1 января на вторник 3 мая; с воскресенья 2 января на вторник 10 мая; с субботы 5 марта на понедельник 7 марта. 

 – Таким образом, в 2022 году будут следующие дни отдыха: с 31 декабря 2021 г. по 9 января 2022 г.; 23 февраля; с 6 по 8 марта; с 30 апреля по 3 мая и с 7 по 10 мая; с 11 по 13 июня; с 4 по 6 ноября, – добавила эксперт по правовым вопросам РПСМ Светлана Колганова. 



↑ 

Наверх