РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Федерация профсоюзов работников морского транспорта направила в Секретариат Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений свои замечания и предложения к проекту приказа Минтруда РФ «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов и классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев». Доработка Положения продиктована внесением поправок в Раздел X Трудового кодекса «Охрана труда», которые вступят в силу с 1 марта 2022 года.
Как рассказал главный технический инспектор труда Российского профсоюза моряков, членской организации ФПРМТ, Евгений Хижняк, сегодня процедура расследования и учета несчастных случаев, произошедших с моряками в период их работы на борту судна, изложены в статьях 227, 231 Трудового кодекса РФ и подпунктах 3 (ж), 9, 15 (б) Приложения № 2 Постановления Минтруда России № 73 от 24 октября 2002 года «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» соответственно. Он отмечает, что неточные формулировки и необоснованная краткость дают возможность некорректного толкования процедуры расследования производственных травм с членами экипажей судов. В результате чего, по его мнению, расследование ведется необъективно и главное – не в пользу травмированного моряка.
Так, среди принципиальных предложений ФПРМТ – считать несчастным случаем на производстве и проводить расследование, если инцидент произошел при нахождении моряка на борту судна, в том числе в свободное от вахты и работ время, вне судна при выполнении заданий по поручению капитана или судовладельца, а также на берегу в период отдыха во время стоянки судна в порту.
Главный аргумент в пользу поправок – любой член экипажа судна в период действия трудового договора в свободное от вахт и работ время продолжает находиться на рабочем месте, то есть на судне, и всегда готов к исполнению своих обязанностей.
В качестве примера Евгений Хижняк рассказал реальную историю, когда в 2017 году в рейсе на борту судна, в своей каюте, во время сна умер 45-летний капитан. После проведенного расследования члены комиссии судовладельца признали его смерть несчастным случаем, связанным с производством. Но представитель Фонда социального страхования (ФСС), входивший в состав комиссии, решил иначе и в заключении написал, что «несчастный случай не связан с производством, так как капитан не выполнял своих обязанностей во время отдыха».
– Чиновник воспользовался законодательным вакуумом в Положении, – говорит Евгений Хижняк. – Однако для нас очевидно, что капитан с момента принятия командования судном и до момента спуска по трапу на берег после передачи дел другому капитану – всегда на работе.
В свое время по этому делу состоялось несколько заседаний суда, признавших, что смертельный несчастный случай все-таки связан с производством.
– Наши замечания и предложения по доработке «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», направлены на то, чтобы избежать двусмысленного толкования документа, а также на всестороннюю защиту интересов российских моряков, входящих в состав экипажей судов под флагом РФ, в течение всего периода их непрерывной работы, независимо от того, находятся они в момент получения травмы на борту судна или в городе на берегу, – подчеркнул главный технический инспектор труда Российского профсоюза моряков Евгений Хижняк.
Наверх