09.08.2021

Криминализация моряков набирает обороты

Международная федерация транспортников призывает власти Маврикия освободить членов экипажа севшего на мель и спровоцировавшего экологическую катастрофу т/х Wakashio: моряков уже год удерживают в стране без предъявления официальных обвинений. Письмо об этом МФТ направила в адрес президента Республики Маврикий Притхвираджсингу Рупуну. В нем федерация просит о содействии в продвижении судебных разбирательств и скорейшем завершении затянувшейся саги с участием моряков. 

– МФТ выступает за тщательное независимое расследование всех факторов, связанных с любым морским происшествием, включая те, которые могли повлиять на посадку на мель Wakashio, – заявил Дэвид Хейндел, председатель секции моряков МФТ. – В данном случае мы обеспокоены длительным отсутствием надлежащих судебных разбирательств в отношении экипажа этого судна. 

Напомним, теплоход сел на мель 25 июля 2020 года у Юго-восточной части острова Маврикий. После этого местные власти арестовали капитана Сунила Кумар Нандешвара и старшего помощника Тилакаратна Субодха. 15 августа т/х Wakashio практически раскололся пополам, а уже через три дня морякам предъявили обвинение в создании угрозы безопасному судоходству. С момента ареста их содержат под стражей, в освобождении под залог им отказали. Остальные члены экипажа все это время находятся под домашним арестом в местной гостинице, предположительно на том основании, что они могут понадобиться в качестве свидетелей на судебном процессе, который еще не начался.

В письме, адресованном  президенту Маврикия, МФТ призывает учесть гуманитарные последствия для членов экипажа и их семей, связанные с затягиванием судебного разбирательства:

– До настоящего времени большинству моряков не предъявлено никаких обвинений, но им запрещено покидать Маврикий. Получается, что некоторые из них не видели свои семьи более двух лет: на момент инцидента часть экипажа уже находилась на борту более 12 месяцев. Два года вдали от близких – слишком много. Продолжающееся заточение только усугубит тяжелое положение их семей, многие из которых сражаются с последствиями нынешней пандемии без поддержки и присутствия своих отцов, мужей, братьев и сыновей. Семьи хотят, чтобы они вернулись домой. Мы просим сделать все возможное, чтобы довести эту историю до скорейшего завершения – ради моряков и репутации Республики. 

Ощутить на себе

В МФТ отмечают: происходящее – пример криминализации моряков, когда членов экипажей обвиняют в преступлениях, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, или задерживают в связи с морским происшествием. Это явление приобретает все больший размах и входит в список проблем, требующих наиболее пристального внимания как Международной организации труда (МОТ), так и Международной морской организации (ИМО).

– Экипаж Wakashio уже ощутил на себе, что криминализация набирает обороты, – подчеркнул Хейндел. – Это могут прочувствовать и моряки т/х Ever Given, против которых умело выступила администрация Суэцкого канала, чтобы укрепить свои позиции на переговорах по поводу возмещения ущерба: по всему миру чиновники без зазрения совести преследуют моряков только за то, что они выполняют свою работу. Мы знаем, что некоторые из них используют членов экипажей в качестве удобного козыря, когда им нужно привлечь судовладельцев к ответственности за морские аварии, вызванные ненадлежащим техническим обслуживанием. Особенно часто это происходит, когда власти не могут найти работодателей, нередко прячущихся за системой удобных флагов.

Однако, по его мнению, решение проблемы недобросовестных судовладельцев, уклоняющихся от ответственности, состоит не в том, чтобы держать моряков в заложниках, а чтобы реформировать систему удобных флагов и отменить режим секретности данных, которые позволяют компаниям сохранять анонимность и уходить от наказаний. 

Без вины виноватые

Хейндел отметил, что моряки в том числе становятся мишенью чиновников, когда они хотят показать себя успешными борцами с незаконным оборотом наркотиков. Так, в июле  в порту Искендерун турецкие правоохранители обнаружили 176 килограммов кокаина, спрятанные внутри контейнера на MSC Capuciner R (ИМО 9210086). Власти арестовали капитана и трех его помощников. По словам Хейндела, МФТ и судоходная компания MSC крайне обеспокоены тем, что несмотря на отсутствие доказательств вины, экипаж контейнеровоза до сих пор не отпустили. 

– Это один из последних примеров того, как моряков подвергают несправедливому уголовному преследованию, когда нет никаких доказательств их причастности к предполагаемым преступлениям, – говорит  Дэвид Хейндел. 

Он отметил, что если в перевозимых на борту судна контейнерах нет опасных материалов, экипаж обычно не имеет представления о том, что находится внутри. Как известно, контейнеры пломбируются на берегу, перед погрузкой на судно. 

Аналогичный случай произошел в Мексике в июле 2019 года с экипажем сухогруза UBC Savannah (ИМО 9220976, флаг США). В грузовом трюме было обнаружено 225 килограммов кокаина, расфасованного по 227 пакетам. Членов экипажа сразу арестовали, не предъявив официальных обвинений, и содержали под стражей в плохих условиях. Вскоре всех членов экипажа отпустили, кроме капитана: он оставался под арестом до марта 2021 года. Мексиканские власти заявили, что польский капитан проявил халатность, «так как должен был знать, что на борту судна, который находился под его управлением, могли перевозиться запрещенные вещества». 

Профсоюзы моряков ведут борьбу

– Эти громкие дела – лишь верхушка айсберга, который общество увидело благодаря освещению в СМИ. Ежедневно моряки по всему миру сталкиваются с несправедливыми преследованиями и арестами. Им отказывают в беспристрастных судебных разбирательствах, доступе к юридической помощи и адвокатам, предоставлении услуг переводчиков, а в некоторых странах еще и назначают огромные суммы для освобождения под залог, – рассказывает Д. Хейндел.

Но профсоюзы моряков ведут борьбу против криминализации. Так, председатель секции моряков МФТ высоко оценил работу членских организаций федерации по поддержке моряков, задержанных за границей, и тех профсоюзов, которые проводят кампании против попыток исподволь узаконить  уголовную ответственность моряков. Дэвид Хейндел также заявил, что МФТ продолжит кампанию против криминализации моряков и обновит информационные материалы, выпущенные в течение последних лет.

В Российском профсоюзе моряков неоднократно отмечали, что давно пора переосмыслить роль членов экипажей, судов и компаний в подобных историях. 

– Криминализация – серьезная проблема, с которой сталкиваются моряки по всему миру в связи с глобальным характером судоходства, – добавляют в РПСМ. – В большинстве случаев нельзя рассматривать членов экипажа в качестве лиц, причастных к контрабанде, так как команда не имеет к этому никого отношения. Задача моряков – доставить груз из одного пункта в другой в целости и сохранности – с этим они прекрасно справляются. 

Что ж касается экипажа Wakashio, то в РПСМ считают, что в случае предъявления морякам обвинений важно, чтобы им обеспечили доступ к правосудию и справедливое обращение – основным правам человека, гарантированным Всеобщей декларацией прав человека. 

По материалам itfglobal.org

Перевод ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх