РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В свете последних данных исследования «Индекс счастья моряков», которое показало, что счастье членов экипажей судов достигло минимума с начала пандемии, Стивен Джонс, соавтор работы, рассуждает о реалиях долгого пребывания в море:
– Герои появляются всегда – в бедствиях в сказках о добре и зле. Они умеют преодолевать, казалось бы, невозможное, принимают любые вызовы, и любят это делать. Где люди менее фантастичны, так это в повседневной, плоской, скучной жизни.
Вот почему последние отчеты «Индекс счастья моряков» вызывают серьезную озабоченность. Дело не только в том, что резко упали показатели по всем вопросам, хотя это тоже повод для волнения. Это больше связано с характером ответов и тем фактом, что моряки не только чувствуют себя забытыми и неуверенными в том, когда вернутся домой или хватит ли на них вакцин, но и со скукой!
Средние результаты исследования показали, что уровень счастья моряков во втором квартале 2021 года составил 5,99 из 10, что является резким и тревожным падением с 6,46 в первом квартале. Похоже, в море оптимизм уступает место пессимизму.
Это не значит, что им скучно сидеть без дела. Моряки сообщали о растущем чувстве усталости, скоплении работы и отсутствии признаков передышки или облегчения. Они просто работают дольше и усерднее, но при этом не получают каких-либо реальных объяснений о происходящем вокруг. Они просто ожидают, что придется больше трудиться.
Covid-19 действительно увеличил нагрузку на борту. Например, очевидно, что гигиена не возникает на пустом месте, что, по-видимому, включает необходимость мыть рабочее оборудование после каждой смены. Для тех, кто на вахте, это может означать, что любое свободное время будет тратиться на уборку. Согласитесь, не лучший способ провести день.
К тому же моряки жаловались, что теперь они выполняют работу ревизоров и инспекторов. Их талантам нет конца.
К дополнительной нагрузке присоединяется безжалостная, надоедливая и коварная скука. Последствия длительного пребывания в одной и той же среде для психического здоровья вызывают огромные всплески негатива и напряжения. Отсутствие стимуляции или ощущения вознаграждения в работе приводит к превращению людей в зомби. Эта зомбификация морской рабочей силы имеет огромные последствия для безопасности судоходства.
Создается ощущение, что работа в море может стать менее значимой, поскольку члены экипажей потеряли чувство предвкушения радости от поездки домой или схода на берег. Отсутствие сахара, который может подсластить самые горькие таблетки от попадания в ловушку на борту, может привести к эмоциональным проблемам. С этой скукой приходит своего рода летаргия, порожденная ошеломляющей монотонностью. Именно в этот момент происходят несчастные случаи и инциденты.
Культура работы в море всегда была основана на положительных моментах, которые происходили на борту и берегу в разных странах. Без этого профессия скучна.
Тоска приходит, когда на работе отсутствует позитивная окружающая культура, когда вознаграждение не является очевидным или достаточным. Если обязанности в тягость, становятся монотонными, особенно если касаются критически важных для безопасности задач, то это верный путь к катастрофе.
Благодаря исследованию, мы увидели, что морякам надоело одно и то же окружение и одинаковое питание каждую неделю. Их разочаровывают электронные письма от береговых «коллег», которые задают срочные вопросы, на которые в большинстве случаев уже много-много раз отвечали. Им надоело не знать, когда они поедут домой. Они разочарованы тем, что второй год не сойти на берег, а вместо этого приходится дольше и усерднее работать. Ради чего? Чтобы получить возможность делать это еще дольше и еще усерднее завтра и послезавтра?
Моряки похожи на героев пьесы Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо». Они пытаются разговаривать, оставаться вовлеченными в процесс и ждать, что что-то произойдет. Наши моряки ждут прибытия таинственного Годо, который постоянно сообщает, что появится, но не делает этого.
Как и в пьесе, они сталкиваются с другими несчастными, которые обсуждают свои невзгоды и участь в жизни, но все же ждут. Они не знают, почему все еще на борту, предполагая, что в их существовании должен быть какой-то смысл, и обращаются к Годо за просвещением. Но никто не приходит.
И это довольно точно подводит нас к заключительному пункту, сделанному моряками об их счастье: пребывание в ловушке на судне на многие-многие месяцы означает для некоторых из них принудительное безбрачие. Это важно, потому что, согласно исследованию, проведенному в США, люди, невольно соблюдающие целибат, часто страдают от чувства гнева, разочарования, неуверенности в себе и даже депрессии. Именно то, чего мы все не хотим видеть в море. Очевидно, что это сложная проблема, и ее нельзя исправить по щелчку пальцев. Тем не менее ее необходимо учитывать, поскольку это влияет на качество жизни моряков в рейсе. Хотя, возможно, чем меньше будет сказано о деликатных вещах, тем лучше.
В любом случае длительные поездки сказываются на здоровье. Моряки чувствуют себя уставшими, больными, утомленными, апатичными и остро нуждаются в детоксикации и получении удовольствия от жизни на берегу.
Мы все верим, что моряки являются ключевыми и необходимыми работниками, нам осталось начать к ним так относится. Терпение в море на исходе.
В Российском профсоюзе моряков подчеркивают, что благополучие членов экипажей на борту имеет огромное значение по многим причинам. Если моряки испытывают стресс, избыточную рабочую нагрузку, не имеют возможности сойти на берег и отдохнуть от работы, это крайне негативно сказывается на их психологическом благополучии, приводит к усталости и увеличивает риск ошибок и возможных инцидентов. Поэтому государствам и судовладельцам стоит всерьез воспринимать эти проблемы и обеспечить все возможности для своевременной смены и обеспечения увольнения с судна.
Steven Jones для splash247.com
Фото splash247.com
Наверх