31.08.2021

Первому Северному конвою – 80 лет!

Сегодня в столице Поморья отмечают 80-летие «Дервиша» – первого союзного конвоя, прибывшего в Архангельск 31 августа. Он доставил партию вооружений и стратегических грузов для Советского Союза – 10 тысяч тонн каучука, олово, а также 3,8 тысяч глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн», вспомогательное судно с топливом, 1,5 тонны форменных ботинок, шерсть, инвентарь, оборудование. С этого события началась уникальная в истории войны операция с участием тысяч советских и зарубежных моряков и летчиков, доставлявших военные грузы в порты на Северной Двине, Белом и Баренцевом морях. До января 1942 года Архангельск и Северодвинск (в то время Молотовск) приняли семь конвоев – в общей сложности 56 транспортов. В дальнейшем основным местом их разгрузки стал Мурманск.

«Дервиш» – кодовое название конвоя: он вышел 12 августа из английского Ливерпуля в составе шести грузовых судов и танкера в сопровождении военных кораблей.

Поставки в СССР стали возможны благодаря принятому в США в марте 1941 года закону о ленд-лизе, а также соглашениям, подписанным между Великобританией и Советским Союзом после вторжения германских войск в нашу страну. О возможных объемах помощи, ее длительности, а также о различных маршрутах ее доставки тогда, разумеется, никто не думал. «Дервиш» был первым опытом, от его успеха зависело многое.

В свою очередь немцы пока еще ничего не знали о подготовке конвоев, поэтому за «Дервишем» никто не охотился. Весь путь от британских берегов до Архангельска (с заходом в Исландию) прошел без происшествий.
Кроме самолетов, доставленных в Советский Союз, и некоторой другой продукции, все остальное было произведено в США и отправлено в помощь Великобритании. Таким образом (это повторилось и в последующих конвоях) англичане делились тем, что сами получали по ленд-лизу от американцев. Ибо прямой договор о военных поставках США заключили с Советским Союзом только в 1942 году.
Эскорт конвоя был внушительным: два авианосца, два тяжелых крейсера, пять эсминцев разных классов, три корвета и три тральщика.
Интересно, что кроме 15 «Харрикейнов», доставленных в Архангельск 31 августа, практически все самолеты с авианосца «Аргус», сопровождавшего конвой, также достались СССР. А это еще 24 «Харрикейна». Они поднялись с борта «Аргуса» 7 сентября и перелетели под Мурманск, на советский аэродром «Ваенга-1». Там, с помощью английских пилотов, началось обучение советских летчиков управлению этими истребителями.
«Харрикейн» – далеко не лучшая машина в то время, однако на фоне потерь советской авиации и она сгодилась. Примечательно, что британские летчики не ограничились обучением советских братьев по оружию, но и сами стали участвовать в воздушных боях. До 18 октября, когда они отправились в обратный путь, они сбили 15 вражеских самолетов, потеряв лишь один.
Из 37 «Харрикейнов» (а всего Уинстон Черчилль обещал поставить 200 таких истребителей) был сформирован 78-й истребительный полк авиации Северного флота СССР. Позже из «Харитонов» (такое прозвище дали ему советские пилоты) сформировали еще целый ряд авиаполков.

После «Дервиша» было еще 77 арктических конвоев в которых задействовали около 1400 больших грузовых кораблей.
Последний конвой, сформированный в Великобритании, пришел к советским берегам 28 мая 1945 года.
Всего за четыре года от стран антигитлеровской коалиции в СССР и обратно проследовало 78 конвоев, 1507 транспортов и танкеров (128 были потоплены или повреждены). В Архангельск и Мурманск было доставлено более 22 тысяч самолетов, свыше 13 тысяч танков, 13 тысяч орудий, 639 кораблей и другие важные грузы, в том числе продовольствие, что обеспечило около 12% потребностей и фронта и тыла.

Из трёх маршрутов союзных конвоев – Арктического, Тихоокеанского и Трансиранского – Северный считался наиболее опасным, хотя и самым коротким. Он обеспечил более 90% поставок по ленд-лизу, однако до 15% грузов, отправленных этим маршрутом, затонуло из-за гибели кораблей, более пяти тысяч моряков разных стран погибли в пути. 

По материалам «Российской газеты»

↑ 

Наверх