РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В опубликованном 9 сентября докладе исследователи аналитического центра безопасности C4ADS идентифицировали почти дюжину судов, которые уклонились от санкций ООН, скрыв свои «личности» с помощью поддельных номеров IMO.
Это более изощренная схема по сравнению с обычной практикой манипуляции данными AIS, которая часто встречается среди танкеров, доставляющих топливо в Северную Корею в нарушение санкций ООН. В данном случае злоумышленники подделывают регистрацию судов в IMO: они регистрируют несуществующие суда, а присваиваемый им идентификационный номер используют для судов, занесенных в черный список. Судно с «запятнанной репутацией» получает новый номер IMO, MMSI, историю, дедвейт, длину и ширину. Эти данные вводят в транспондер AIS и предоставляют во время инспекций государственного портконтроля. В более сложном варианте этой схемы «чистое» и «грязное» суда меняются «личностями», т. е. идентификационными данными.
Анализ, проведенный специалистами C4ADS и подкрепленный передовыми технологиями, предоставленными Palantir, Windward, Amazon, Planet Labs, Airbus и Maxar, позволил выявить как минимум 11 судов, которые прибегали к этой мошеннической практике в течение последних нескольких лет. В докладе приводятся два примера: занесенный в черный список Kingsway, который в 2019 году «превратился» в Apex /Shun Fa (IMO 8528864); и подозревавшееся в контрабанде судно Subblic, которое в 2019 году стало Hai Zhou 168 (IMO 8514045).
Для начала судно внешне делают похожим на то, за которое оно собирается себя выдавать. Затем, используя поддельные документы, оператор обманным путём добивается от сотрудников регистрационного отдела IMO выдать новый идентификатор, представив судно как новострой, либо как судно, которое только сейчас собирается осуществлять международные перевозки. Новый идентификатор (номер IMO) наносится на корпус теплохода и вводится втранспондер AIS, после чего занесенное в черный список судно можно снова беспрепятственно эксплуатировать.
В докладе говорится, что морским властям очень сложно выявить подобные случаи и, соответственно, искоренить эту практику тоже крайне трудно. «Суда, участвующие в схемах «отмывания» идентификационных данных, редко ведут себя как суда, которые просто манипулируют данными AIS, кроме того, на таких судах вы не заметите следов от закрашивания старого названия на борту», – отмечается в докладе.
Попавшее под санкции судно Kingsway претерпело эту мошенническую трансформацию в июле 2018 года, перекрасив свои палубы и превратившись в (несуществующее) судно Apex. IMO обнаружила соответствующую операцию в апреле 2020 года, но Kingsway удавалось ускользать от радаров и работать как Apex до мая 2021 года. Оно без труда даже совершило заход в порт в Гаосюне (Тайвань), куда его не пускали раньше, до его «волшебного преображения».
Другой мошенник – занесенный в черный список танкер Subblic – превратился в «новострой» Hai Zhou 168. Схема этой трансформации была более сложной. Оператор подделал идентификатор для другого, реального судна и использовал эти данные для идентификации Subblic. По данным C4ADS, с момента «преображения» занесенный в черный список танкер Subblic как минимум 17 раз доставлял нефть в Северную Корею, используя идентификатор судна Hai Zhou 168. Более того, чтобы запутать следы и отвести подозрения, его «чистый» номер IMO время от времени использовали другие северокорейские танкеры – они вводили его данные в свои передатчики AIS.
В докладе группы C4ADS отмечается, что IMO (или любому другому регулирующему органу) трудно распознать такого рода изощренное мошенничество при регистрации. Тем не менее, специалисты дали ряд рекомендаций с целью усложнить мошенникам использование этой преступной схемы. Во-первых, они рекомендуют IMO регулярно требовать у оператора предоставлять фотографии судна стандартного образца и сообщать об изменениях в статусе судна, по аналогии с паспортами или водительскими правами обычных граждан.
Во-вторых, C4ADS рекомендует IMO обязательно требовать от владельцев указывать размеры судна, номер корпуса и номер двигателя во время регистрации, поскольку на практике эти поля для заполнения данных часто оставляют пустыми. Также, рекомендуется требовать у оператора фотографии судна со всех четырех сторон. Авторы доклада уверены, что соблюдение этих рекомендаций при регистрации судов в IMO существенно затруднит злоумышленникам проведение их афер по подделке идентификаторов.
maritime-executive.com
ПЕРЕВОД ЦИА РПСМ
Наверх