РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Гибель моряков в закрытом помещении, к сожалению, остается
очень частым явлением. Новые известия о таких случаях поступают регулярно, а
согласно исследованию, проведенному Международной федерацией транспортников в
2019 году, за предшествующие 20 лет в закрытых помещениях судов погибло 145
человек. Нередко при этом моряки умирают из-за того, что попытались спасти
товарищей, не подготовившись к этому должным образом. Именно о таком случае недавно
рассказал Морской департамент Гонконга. В результате инцидента на борту балкера
погибли два члена экипажа: один из них
работал в закрытом помещении, а второй – попытался его спасти.
Трагедия случилась по пути следования балкера из
австралийского Хей-Пойнта в китайский порт Цзинтан. Электрик в одиночестве
работал внутри разделительного пространства – проверял оборудование системы
оповещения о проникновении морской воды. Из-за недостатка кислорода он потерял
сознание. Поскольку рядом с ним никого не было, отсутствие коллеги не заметили
до самого ужина. Когда оно, наконец, было обнаружено, моряки сформировали
спасательную команду, в которую вошли моторист, боцман и еще двое членов
экипажа, уже вечером отправившиеся на поиски электрика.
Моторист – единственный в спасательной команде, у кого был
автономный дыхательный аппарат (АДА) – не обратил внимания на верхнее
отверстие, ведущее в разделительное пространство. Его заметил боцман. Встав ни
нижнюю опору, он увидел лежащего без сознания электрика. Пытаясь его спасти,
моряк вошел внутрь, но почти сразу упал без чувств. К счастью, когда один из
членов спасательной команды, который шел за боцманом, тоже чуть было не потерял
сознание, на дыхательном аппарате моториста сработал сигнал, предупреждающий о
низком уровне кислорода. Вся команда немедленно вернулась на палубу. Однако внутри
остались лежать без сознания электрик и боцман. За ними отправили вторую
спасательную бригаду. Сначала они вытащили боцмана, во второй заход –
электрика. Последний к этому моменту уже не подавал никаких признаков жизни. Боцмана
же члены экипажа пытались реанимировать еще в течение двух часов, однако,
безуспешно. Смерть двоих моряков констатировали после отправки на берег на
спасательном буксире.
Расследование установило, что электрик вошел в закрытое
помещение один, проигнорировав процедуру получения наряда-допуска на
производство работ. Кроме того, экипаж был плохо подготовлен к проведению
спасательных операций в закрытых помещениях, а система управления безопасностью
на борту работала неэффективно. Моряки были плохо ознакомлены с расположением
отсеков судна и не осознавали, что вентиляция в разделительном помещении
ограничена. К тому же возле крышек отверстий не было никаких предупреждающих
знаков, запрещающих несанкционированный доступ туда во время проветривания,
пока они остаются открытыми.
Чтобы избежать повторения подобных инцидентов в будущем, Морской
департамент в первую очередь рекомендовал строго соблюдать процедуру получения
нарядов-допусков на работу в закрытых помещениях. К тому же бросались в глаза
очевидные ошибки во время проведения спасательной операции. В связи с этим
морякам, по мнению ведомства, необходимо повысить эффективность учений по входу
в закрытые помещения и проведению операций по спасению из них, а также лучше изучить
расположение отсеков судна и тех мест, где системы вентиляции имеют
ограниченную эффективность.
– При проведении спасательной операции членам экипажей в
первую очередь необходимо обеспечить свою собственную безопасность, а уже потом
идти на помощь, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. – В этом нет ничего
эгоистичного, напротив: только защитив себя можно помочь попавшему в беду
коллеге, в противном же случае велик риск самому пополнить трагический список
погибших на борту.
По материалам Safety4Sea
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх