РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Такими итогами поделился профком плавсостава ОАО «Северное морское пароходство» за 5 лет работы. Как отмечает Сергей Портенко, председатель ППО, проведение индексации заработной платы работников в соответствии с поручением Президента РФ Правительству РФ – один из значимых вопросов, но несмотря на конкретные сроки и ответственность за их нарушение, дело не двигается с мёртвой точки.
Не вызывает оптимизма и сокращение рабочих мест плавсостава, вызванное старением и списанием флота пароходства, что, в свою очередь, коснулось работников береговых служб. Под лозунгом «оптимизация» судовые экипажи сокращены до возможного минимума. Оспорить это не представляется возможным. Соответственно, это сказалось на количестве членов профсоюзной организации: кто-то просто предпочел уйти на пенсию, другие моряки стали трудоустраиваться через круинговые компании. «Они не перестали быть членами профсоюза, но встали на учет в соответствующих организациях», – поясняет Сергей Портенко.
В профкоме отмечают, что после смены руководства ОАО СМП ситуация значительно изменилась. Так называемое «социальное партнерство» кануло в лету. Созданные и обозначенные приказами генерального директора комиссии практически не работают. Доступ к любой информации крайне ограничен. Газета «Моряк Севера» и «Морская информационная компания» перестали существовать, радио-бюллетень выходит бессистемно. Все значимые события в профкоме освещались посредством размещения информации на официальном сайте РПСМ и в журнале «Морской профсоюзный вестник. Доступ на участие в диспетчерских заседаниях закрыт. Запрос на участие в работе коллективного органа (правления ОАО СМП) остался безответным, хотя закон предусматривает такое участие, но оставляет это на усмотрение работодателя.
Существенной потерей для профсоюза стало прекращение работы санатория-профилактория «Меридиан». Оздоровление работников и ветеранов ОАО СМП было одним из значимых направлений в работе профкома. Не имея возможности вмешиваться в хозяйственную деятельность пароходства, профсоюз стал невольным свидетелем, как профилакторий был перепрофилирован, часть помещений ушла под гостиницу, часть вообще сдана в аренду. Медперсонал соответственно остался без работы.
Если говорить о новом коллективном договоре, то его согласование и заключение потребовало колоссальных усилий со стороны профсоюза. Вместо трех предусмотренных законодательством месяцев переговоры длились в два с лишним раза дольше, многие позиции по сравнению с предыдущим коллективным договором были исключены. «Это связано не столько с изменениями в законодательной базе, сколько с нежеланием работодателя принять предлагаемые условия», – говорит председатель профкома.
В случаях возникновения разногласий или явных нарушений со стороны ОАО СМП действующего законодательства выписывались требования об устранении оных. При необходимости профком обращался в государственные органы: Минтруд, Минтранс, Транспортную прокуратуру, Трудинспекцию, судебные инстанции, полномочному представителю Президента. «Хотелось бы акцентировать то, что основная часть работы сводилась к переписке, особенно ожидании ответов. Сроки на ответ, предусмотренные действующим законодательством, не всегда и не всеми соблюдались, что тоже приходилось обжаловать», – отмечает Портенко.
Осложнило работу и объявление в стране пандемии COVID-19: с введением различных ограничений работать стало еще сложней. Так усложнился доступ на судно и сход с него, даже работающим членам экипажа, не говоря о снабженцах, ремонтниках и прочих службах.
Наверх