РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Пиратство и угон судов представляют серьезную угрозу для работников судоходной отрасли. Гвинейский залив, на который приходится 32% всех зарегистрированных случаев пиратства и 50% похищений членов экипажей, является одним из самых опасных мест в мире. Нападения на торговые суда в этом районе настолько распространены, что считаются постоянным риском для моряков. Это создает множество непростых и стрессовых ситуаций для судоходной индустрии. На вебинаре «В центре внимания Африка – морская безопасность и пиратство», который проводился в рамках Международной недели судоходства в Лондоне, собравшиеся обсудили трудности, связанные с выплатой выкупа пиратам, нежеланием правительств признать разбой на море проблемой и неучтенными по причине отсутствия значимых последствий атак.
Угнать судно
В рамках встречи, в частности, обсуждались различия в мотивах пиратов, действующих в Аденском заливе, который находится на востоке Африки, и Гвинейском заливе, что на западе этого континента. Ключевое отличие – цель угона судов. Так, в западном регионе, когда пираты высаживаются на судно с планом заполучить груз, то для того, чтобы обезопасить себя, часто берут в заложники членов экипажа и используют их в качестве живого щита. В этом случае к захвату судна добавляется похищение людей, хотя изначально оно было второстепенным мотивом.
Еще одно различие определяется возможностью организовать угон судна и длительное время укрывать его в надежном месте. В отличие от Сомали, где есть большие территории, которые не контролируются национальными правоохранительными органами, что дает пиратам возможность прятать угнанный флот, на западе таких мест немного.
Если говорить о том, какой груз является для пиратов самой желанной добычей, то это – нефть. Однако ситуация изменилась после того, как из-за пандемии мировые цены на сырье понизились. Джефф Грин, директор компании Griffin Underwriting, специализирующейся на страховании случаев похищения людей, объясняет: «В Гвинейском заливе главной целью пиратов была нефть, особенно когда она стоила больше $100 за баррель. Как только цена на нее упала, похищение членов экипажа стало более прибыльным делом».
Платить или не платить
В некоторых странах плата за освобождение взятых в плен моряков рассматривается как нарушение санкций или незаконное действие, а это уже означает серьезные проблемы.
– В некоторых местах выкуп может быть признан нарушением закона, – говорит Шон Вуллерсон, партнер страхового брокера Jardine Lloyd Thompson. – Например, США намеревались признать сомалийских пиратов террористами, и если бы Штаты это сделали, то мы не смогли бы возвращать суда их владельцам, заплатив выкуп: с юридической точки зрения это – нарушение закона.
Учитывая озабоченность по поводу законности выплаты выкупа, что могут сделать судовладельцы, чтобы переговоры прошли успешно? В ситуациях, когда пираты требуют выкуп, такие компании, как MS Risk, готовят отчеты, которые отражают все обстоятельства захвата.
– Мы делаем такие документы для страховщиков и юристов, задействованных в урегулировании ситуации, – объясняет Лиам Моррисси, генеральный директор MS Risk Limited. – В отчете излагаются обстоятельства угона судна или похищения людей; позиция и требования преступников; наш взгляд на инцидент; несколько вариантов развития событий.
О пиратских атаках не сообщается
Согласно данным, предоставленным Административно-бюджетным управлением США (United States Office of Management and Budget), в период с начала текущего года и до 1 июля во всем мире было зарегистрировано 68 пиратских нападений, в том числе 60 случаев похищения людей в море, 50 из которых произошли в регионах Восточной и Западной Африки. Однако многие случаи нападений пиратов не отражаются в статистике: это означает, что реальные цифры намного выше.
Причин, по которым это происходит, несколько. Одна из них связана с боязнью негативных последствий для репутации в случае сообщения о нападении пиратов.
Лиам Моррисси в своем выступлении коснулся темы нежелания властей раскрывать подобные факты: «Официальные лица неохотно признают наличие проблемы и раскрывают ее истинные масштабы. Местная полиция в регионах считают, что, предавая огласке информацию об имевших место нападениях, подрывается их репутация. Я немного преувеличиваю, чтобы яснее выразить свою точку зрения, но дело в том, что правоохранительные органы и правительство не хотят сообщать плохие новости. Они готовы говорить об успехах, а не о неудачах. Факт, что на подконтрольной им территории совершаются нападения, может быть воспринят как несостоятельность в борьбе с преступностью».
Еще одна причина, по которой о пиратских инцидентах не сообщается, заключается в том, что многие из них происходят с маленькими судами. Так, операторы небольших рыболовных судов вряд ли будут сообщать обо всех инцидентах, что влияет на общую статистику.
– Статистика пиратских нападений существенно занижается, мы просто не осознаем масштабы проблемы и то, какую опасность она влечет, – добавляет он.
В заключительных выступлениях спикеры вебинара отметили важность решения проблемы пиратства, а также подчеркнули, что до окончательной победы еще далеко. В связи с этим возникает вопрос: почему не прикладываются дополнительные усилия для обеспечения безопасности моряков и судов в Восточной и Западной Африке?
Джефф Грин, директор компании Griffin Underwriting, сказал: «Я начал заниматься страхованием похищений в 1980 году и даже представить не мог, что в 2021 году все еще буду иметь дело с этим явлением. Не думаю, что в ближайшее время удастся покончить с похищениями людей. В этом отношении Западная Африка как была, так и останется опасным местом. Убежден: эта проблема с нами надолго. Нам предстоит долгий путь».
– Пиратство касается моряков многих национальностей и компаний со всего мира, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. – Активное участие в борьбе международных морских сил, работающих бок о бок с местными властями, имеет важное значение для разрешения этой ситуации. Только благодаря сотрудничеству удастся создать необходимый сдерживающий фактор против преступных операций на море.
Источник: ship-technology.com
Перевод: ЦИА РПСМ
Наверх