РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Женщин, прошедших сертификацию в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ), стало почти в два раза больше за последние пять лет. Об этом говорится в отчете Seafarer Workforce Report 2021 о состоянии рынка морских кадров, представленном Балтийским и Международным морским советом и Международной палатой судоходства. Так, в настоящее время в отрасли примерно 24 059 женщин. Из них 7 289 офицеров, остальные – члены рядового состава, занятые в основном в паромном и круизном секторах.
Учитывая, что во всем мире насчитывается 1,89 млн моряков, представленные цифры – реальный прогресс в стремлении к диверсификации морской рабочей силы или капля в море? Найти ответ на этот вопрос попытались представители группы Mintra Йорунн Элдой, Эмманолия Колиас и Торбьорг Ундем – все трое имеют большой опыт работы в морской индустрии в качестве круинговых менеджеров. Эти женщины, работая ранее в сфере морского рынка труда, имели возможность наблюдать за изменениями в демографических характеристиках рабочей силы, которые произошли за последнее десятилетие. Они пришли к выводу, что число женщин, желающих получить морскую профессию, продолжит расти. Однако считают, что для того, чтобы эта тенденция стала более значимой, отрасли необходимо повышать уровень осведомленности и информирования о карьерных возможностях для женщин в морской отрасли еще со школы.
Так, по мнению Йорунн Элдой, причиной роста числа женщин-моряков, имеющих сертификаты ПДНВ, является поддержка различных кампаний по привлечению в отрасль.
– Последние пару лет мы наблюдаем за этим явлением, – говорит она. – На самом высоком уровне предпринимается все больше усилий для того, чтобы сделать морскую карьеру привлекательной для женщин.
Она отмечает, что это – медленный процесс, но прогресс есть, и он очевиден:
– Когда я работала круинговым менеджером, у нас было 1000 моряков, из которых только одна женщина. Сейчас их больше, но все равно пока что на борту судов преобладают мужские коллективы. Подавляющее большинство женщин задействованы в круизном секторе, который гораздо более привлекателен с точки зрения расписания рейсов, комфортабельности судов и типа выполняемой работы. Но в то же время среди них очень маленький процент членов командного состава.
Слова Йорунн Элдой полностью поддерживает Эмманолия Колиас: «Действительно, количество женщин в отрасли растет, но не повсеместно. Даже на берегу на руководящих должностях их по-прежнему не хватает. Я думаю, что они предпочитают работу на круизных лайнерах не только из-за того, что их устраивают должностные обязанности, но и потому, что атмосфера на этих судах полностью отличается от обстановки, например, на танкерах. Преимущество работы на лайнере заключается в более инклюзивной среде из-за разнообразия обязанностей на борту».
– Думаю, что, кроме всего прочего, меняется менталитет, – объясняет Торбьорг Ундем. – Если раньше женщины после рождения ребенка редко возвращались в профессию, то теперь все чаще мужчины берут на себя часть домашних обязанностей, в том числе по уходу за детьми, особенно в скандинавских странах – самых прогрессивных с точки зрения гендерного равенства.
При этом она отмечает, что и морская отрасль становится более прогрессивной в своих взглядах:
– В тот период, когда я работала в круинговом агентстве, женщины часто жаловались на то, что им приходилось отстаивать свои позиции, работая, например, на нефтяном танкере. Сегодня же, судя по рассказам, обстановка и атмосфера на судах не такие напряженные – ситуация смягчилась в том числе благодаря присутствию женщин на борту. Предполагаю, что это действительно связано с культурой, но в целом отношение к женщинам в отрасли меняется с появлением нового поколения моряков.
Эмманолия Колиас говорит, что Торбьорг Ундем абсолютно права: «Все зависит от отношения людей, а также работодателей. Вероятнее всего, в дальнейшем больше женщин появится на борту судов прогрессивных компаний, неотъемлемая часть корпоративной этики которых – инклюзивность».
Более того, по мнению Йорунн Элдой, у отрасли есть шанс привлечь в морскую отрасль женщин из других профессий. Она поясняет, что разнообразие и цифровизация идут рука об руку, и в будущем многие процессы будут осуществляться с берега. Это откроет возможности для многих женщин, которые хотели бы работать в морской отрасли, но месяцами отсутствовать дома для них недопустимо.
– Специалисты, занятые в береговых службах поддержки, уже обладают базовыми знаниями и навыками, которые будут иметь основополагающее значение для операций с судами после внедрения цифровых технологий, – говорит она. – Речь идет о работе с большими данными, технологией блокчейн и искусственным интеллектом. Мы знаем, что этому можно быстро обучиться, поэтому, думаю, что в ближайшие несколько лет мы увидим существенное увеличение количества женщин в морской отрасли на самых разных должностях.
Но при этом Йорунн Элдой уверена: работу по привлечению кадров в отрасль нужно начинать с молодежи: «Если ходить в море кадетом с 18-19 лет, то через 10 лет уже можно дослужиться до высокой должности».
Торбьорг Ундем говорит, что судоходным компаниям стоит подумать о том, чтобы предложить женщинам более гибкий график работы. Если, например, сделать более короткие сроки контрактов – от одного до полутора месяцев с таким же периодом отпуска, то для многих женщин, у которых есть семейные обязанности, это может стать решающим фактором.
При этом идею установить в отрасли минимальную норму количества женщин в составе экипажа на судах Эмманолия Колиас считает нежизнеспособной:
– Если ввести квоты, то могут возникнуть подозрения в том, что женщину приняли на работу не благодаря профессиональным качествам, а просто потому, что она женщина. В идеале на каждую должность должен отбираться самый достойный кандидат.
– Помню, в Канаде был установлен целый ряд квот, касающийся состава команды, в том числе количества граждан страны, женщин и людей с ограниченными возможностями. Это было сделано из хороших побуждений, но очень затрудняло комплектование экипажей, – вспоминает Торбьорг Ундем.
В Российском профсоюзе моряков считают, что преодоление гендерного разрыва имеет важное значение для обеспечения сильного будущего судоходной отрасли. «По мере того, как женщины-моряки продолжают отстаивать место под солнцем, мы, со своей стороны, должны всеми средствами поддерживать их и работать на преодоление гендерного разрыва на судах», – отмечают в РПСМ.
Источник: seatrade-maritime.com; фото ISWAN
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх