РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Такой важный вывод можно сделать из инцидента, произошедшего
на балкере, пришвартовавшемся у причала судоверфи для проведения ремонтных
работ. Морской департамент Гонконга провел расследование инцидента, в
результате которого моряк получил удар током, а впоследствии, несмотря на
своевременную помощь, скончался.
Так, все началось, когда вахтенный помощник заметил дым и
искры, исходящие от электрического кабеля сварочного аппарата, находящегося в
левой части главной палубы, примыкающей к грузовому трюму № 2. Он сообщил об
этом старшему помощнику капитана и помощнику электромеханика. Последний сразу
отправился к месту неисправности, чтобы разобраться, что произошло. Потом он по
ошибке изолировал источник питания судовых кранов, думая, что таким образом
изолирует источник питания сварочного аппарата. На самом же деле питание
сварочного аппарата подавалось с верфи, о чем моряк не знал.
Помощник электромеханика, на котором, несмотря на дождливую
погоду, были хлопчатобумажные перчатки, коснулся электрического кабеля и
получил удар током, поскольку питание сварочного аппарата он так и не отключил.
Находившийся поблизости третий помощник капитана услышал крик и бросился к
месту происшествия. Он был в изолирующих перчатках и немедленно вырвал кабель из
рук помощника электромеханика, а затем применил к нему сердечно-легочную
реанимацию. После пострадавшего доставили в местную больницу для оказания
неотложной помощи. К сожалению, спасти его не удалось, и через несколько часов
врачи констатировали смерть.
Последовавшее расследование выявило целый ряд факторов,
которые сыграли свою роль в этой трагедии. Так, верфь предоставила для работ на
судне электрическое оборудование, находившееся в небезопасном для эксплуатации
состоянии: изоляционная оболочка кабелей была повреждена. При этом экипаж уже
после обнаружения источника опасности не отреагировал должным образом – в
частности, не проинформировал верфь и не изолировал опасную зону. Сам же помощник
электромеханика подверг себя опасности, работая с электрическим оборудованием
под напряжением без надлежащего соблюдения техники безопасности.
Так, итоги расследования показали, что внедрение системы
управления безопасностью на судне (СУБ) оказалось неэффективным. До начала
электромонтажных работ не была проведена процедура оценки рисков, а помощник
электромеханика не получил допуск к проведению работ, хотя все это предполагали
требования Системы управления безопасностью (СУБ).
Морской департамент Гонконга во избежание подобных
инцидентов в будущем порекомендовал повысить осведомленность всех моряков вне
зависимости от должности о правилах безопасности при работе с электрическим
оборудованием и верных методах реагирования на чрезвычайные и рискованые
ситуации. Чтобы снизить риски на борту, компаниям также важно обеспечить
строгое соблюдение членами экипажа безопасных рабочих процедур, предусмотренных
СУБ, включая оценку рисков и получение допусков к работе.
Российский профессиональный союз моряков подчеркивает, что
безопасность судна, экипажа и сохранение собственной жизни и здоровья всегда
должна стоять у моряков на первом месте. Именно поэтому так важно следовать
всем существующим процедурам безопасности, которые никогда не появляются просто
так, а основываются на горьком и часто трагическом опыте предшествующих
поколений моряков.
По материалам Safety4sea.com, фотография – ИМО
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх