РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Пандемия коронавируса способствовала появлению новых протоколов и технологий в области охраны здоровья – спустя полтора года мировое сообщество переосмыслило важность здравоохранения.
Так, пандемия нанесла серьезный урон всем отраслям, а морское сообщество, вдобавок столкнулось с целым рядом специфических проблем. По сути, профессия моряка предполагает длительные периоды отсутствия и изоляции, а введенные повсеместно ограничения только усугубили положение тружеников флота. Раньше, если в рейсе возникали проблемы со здоровьем, судоходная компания организовывала высадку члена экипажа в следующем порту захода, где можно было получить доступ врачебной помощи или рассмотреть возможность до окончания срока контракта репатриировать работника домой. Но ограничения на поездки привели к кризису смены экипажа. По оценкам профсоюзов и отраслевых организаций, в том числе Международной морской организации, около полумиллиона моряков были вынуждены оставаться на борту, не имея возможности регулярно поддерживать контакт с родными и близкими и без доступа к своевременной медицинской помощи.
– Из-за закрытия границ, особенно в первые дни пандемии, получить доступ к медицинской помощи на берегу стало чрезвычайно трудно. Мы должны были доказать, что исчерпали все доступные способы лечения на судне и что больной остро нуждается в стационарном лечении на берегу для получения направления в больницу или разрешения на эвакуацию с судна, – рассказывает доктор Эдвард Ким, руководитель по клиническим вопросам Remote Medical International – компании, которая предоставляет медицинскую поддержку клиентам в сложных условиях, например, на море.
Новые протоколы
Одной из стратегий судоходной отрасли, которая была призвана справиться с последствиями Covid-19, стала разработка новых медицинских протоколов и процедур. Они предоставили морякам понятный алгоритм действий, а береговым властям, которые контактируют с судами, обеспечили гарантии. Доктор Ким говорит, что сейчас получить доступ к медицинским услугам за рубежом стало немного легче, хотя до сих пор действуют значительные ограничения, не существовавшие до пандемии.
Кроме того, судоходные компании организовывали на борту судов обучение моряков, рассказывали, как действовать в соответствии с новыми протоколами, связанными с коронавирусом. Первым значительным изменением в обеспечении судов медицинским оборудованием стало снабжение средствами индивидуальной защиты (СИЗ), которые теперь нужно использовать во время повседневной работы. Кроме того, сегодня флот обеспечивается оборудованием для тестирования.
Также прилагаются усилия по обучению как сотрудников береговых офисов, так и членов экипажа, более эффективному управлению медицинским обслуживанием. Например, компания по обучению и аттестации работников морской отрасли Simwave объединилась с VIKAND, поставщиком медицинских услуг для морской отрасли, чтобы создать учебную программу по профилактике и борьбе с инфекциями.
В настоящее время задача №1 для всех – вакцинация. Но и здесь морская отрасль сталкивается с проблемами. Двухкомпонентная вакцина подходит только для небольшого количества моряков, которые либо работают посменно, либо находятся дома в отпуске. Большинству же нужна однокомпонентная прививка, потому что после получения первой дозы нет возможности в нужный срок получить вторую. Отдельные страны, частные организации здравоохранения, профсоюзы и благотворительные организации продолжают работать над тем, чтобы моряки получили доступ к иммунизации.
Помимо вакцинации, необходимо расширить возможности тестирования моряков. Оба аспекта имеют решающее значение при планировании рабочего времени и для получения доступа к портам.
Новые технологии
В то время как текущие задачи по-прежнему сосредоточены на решении проблем, связанных с пандемией, за последние 18 месяцев значительно вырос уровень понимания того, насколько важное значение в долгосрочной перспективе имеют вопросы охраны здоровья моряков, доступа к медицинской помощи и их общего благополучия.
– Я приравниваю эту вспышку к высадке на Луну, – говорит доктор Артур Дискин, главный медицинский директор Future Care, международной компании по оказанию услуг в области медицинского управления и сдерживания затрат исключительно для морской отрасли.
Он считает, что опыт, полученный во время пандемии, ускорит развитие новых технологий и повысит уровень медицинского обслуживания, что принесет пользу всем:
– Теперь мы делаем упор на то, чтобы состояние здоровья членов экипажей было еще лучше, а также уделяем повышенное внимание санитарным условиям на борту.
Десять лет назад суда не могли принимать сигналы, на которых основана технология телемедицины. Теперь все изменилось. Пандемия значительно увеличила ее использование: если раньше только 1% обращений к врачу были дистанционными, то сейчас – почти четверть. Делая выводы из опыта прошлого года, доктор Дискин считает, что в скором времени широкое распространение получат небольшие дистанционные медицинские устройства, с помощью которых удастся добиться большего прогресса в использовании телемедицины на борту.
Доступность телемедицины будет расти не только за счет совершенствования технических возможностей судов, но и благодаря снижению цен на оборудование.
– Телемедицина произведет революцию в медицинском обслуживании моряков торгового флота в пост-ковидном мире, – уверена Холли Лав, вице-президент по медицинским вопросам компании VIKAND.
В сотрудничестве с FrontM и Inmarsat компания VIKAND разработала телемедицинский сервис, обеспечивающий легкий доступ к медицинскому обслуживанию и экстренной медицинской помощи.
– Идея о том, чтобы на борту работал здоровый экипаж, выходит на первый план как для владельцев, так и для операторов судов, – отмечает господин Дискин. Он добавляет, что компании также понимают, что забота о здоровье выходит за рамки чисто медицинского обслуживания, и это следует рассматривать в более широком контексте: «Благодаря технологиям и использованию телемедицины, внимание будет уделяться широкому кругу вопросов – от режима сна и питания до уровня стресса и изоляции и того, какое влияние они оказывают на моряка».
Важность заботы о психическом здоровье
Пандемия значительно повысила уровень стресса и тревожности, который у моряков и без того был высоким. По словам доктора Дискина, это способствовало обострению скрытых проблем с психическим здоровьем, наличие которых не проверялось в ходе обычной предрейсовой медкомиссии. Помимо включения в протокол медкомиссии новых скринингов, судовладельцы стали больше внимания уделять созданию комфортной рабочей среды. Так, японская компания Mitsui O.S. K. Lines приняла решение повысить доступность подключения и доступа к интернету на своих судах после того, как выяснилось, что причина, по которой принадлежащий ей балкер Wakashio сел на мель, спровоцировав экологическую катастрофу на Маврикии в 2020 году, заключалась в том, что судно пыталось подойти поближе к берегу в надежде уловить сигнал сотовой связи, - моряки хотели позвонить домой.
Раньше вопросам психического здоровья работников флота не придавали такого значения и не признавали важность этой проблемы. Пандемия способствовала тому, что внимание к этой теме повысилось.
Многие частные и благотворительные организации тоже внесли свой вклад в повышение благополучия моряков, в некоторых портах даже создали изолированные зоны на открытом воздухе, где члены экипажей судов могут отдохнуть без риска заражения вирусом.
– В настоящий момент мы ведем борьбу с пандемической усталостью, – говорит доктор Ким из Remote Medical International. – Крайне важно сохранять бдительность – соблюдать все рекомендованные меры предосторожности, чтобы помочь отрасли справиться с пандемией.
В Российском профсоюзе моряков отмечают, что происходящий культурный сдвиг в морской отрасли наряду с достижениями в области технологий в долгосрочной перспективе поспособствуют привлечению большего внимания к вопросам охраны физического и психического здоровья моряков, что в конечном итоге окажет положительное влияние на их общее благополучие.
Источник maritime-executive.com; перевод ЦИА РПСМ
Наверх