12.10.2021

Как не стать контрабандистом

В последнее время преступники все чаще используют суда для контрабанды наркотиков, что оборачивается для членов экипажей серьезными проблемами. В связи с этим консультационное агентство по вопросам безопасности Dryad Global дает рекомендации морякам, оказавшимся в подобной ситуации.

Как контрабандисты выбирают мишень

Контрабандисты постоянно усложняют схемы действий. В Латинской Америке самый распространенный способ – крепить контейнеры с наркотиками к днищу корпуса судна с помощью веревки. Его еще называют торпедным методом. В Европе и странах Ближнего Востока и Северной Африки (MENA) запрещенные вещества чаще всего прячут среди обычного груза и в самих контейнерах. Для осуществления преступных замыслов контрабандистам приходится вербовать членов экипажа и сотрудников порта. Порой им это удается, как в случае с контейнеровозами MSC Gayane и MSC Carlotta и судном для перевозки генеральных грузов Eser.

Так, чтобы пронести пакеты с наркотиками на борт, контрабандисты выдают себя за представителей портовых служб или стивидоров. Они ставят на контейнерах пломбу, означающую, что груз проверен. Также они часто прячут упаковки с наркотиками в машинных отделениях или зонах ограниченного доступа, которые редко проверяют. 

Есть и другие, менее популярные места на борту, – водозаборники, гельмпортовая труба, кормовые шпангоуты рулевого устройства/гребного винта и топливные резервуары.

Экипаж и персонал всегда должны быть начеку, ведь наркоторговцы могут попытаться установить с ними контакт перед посадкой на судно, войти в доверие и договориться о содействии в контрабанде наркотиков за вознаграждение. Поэтому морякам следует знать обо всех рисках, которым они могут подвергнуть судно, себя и товарищей по экипажу, если вступят в сговор.  

Как сократить риски в порту

Необходимо организовать единичные пункты пропуска на судно и установить строгий контроль за тем, кто поднимается на борт. Во-первых, должен быть заранее подготовлен журнал, куда все посторонние лица, пришедшие на судно, обязаны вносить свои личные данные. Их сверку с удостоверяющими личность документами должны проводить дежурные члены экипажа. Если моряки сомневаются в том, что у кого-то из посетителей есть законные основания находиться на борту, они должны поставить об этом в известность капитана или старшего помощника.

Кроме того, необходимо ввести частичные ограничения на передвижение посторонних лиц на борту судна, например, в машинном отделении, трюмах, складах и других местах, где контрабандисты обычно прячут наркотики. Кто-то из членов экипажа или дежурный должен сопровождать посетителя судна: если гость ведет себя подозрительно об этом следует сообщить капитану или старпому.  

Также вахтенные и дежурные должны быть осведомлены обо всех приближающихся небольших судах в непосредственной близости от пришвартованного судна, особенно в нерабочее время и темное время суток. Водная поверхность должна хорошо освещаться, так как контрабандисты могут попытаться подобраться к корпусу или рулевому устройству, чтобы прикрепить наркотики.

Целесообразно вдобавок к основному освещению использовать прожекторы, особенно если поблизости находится подозрительное судно или человек.

Как сократить риски во время погрузки

Во время грузовых операций следует проводить частичный досмотр судна, а после завершения – полный. Для того, чтобы он прошел максимально эффективно, целесообразно разделить экипаж на группы и поручить досмотр в разных местах на борту, потом поменять их местами – все под контролем офицера по охране судна.

Несмотря на то, что во время стоянки допуск посторонних на борт и их передвижение по судну должны быть ограничены и контролироваться, при проведении досмотра следует исходить из предположения о том, что посетители имели неограниченную возможность передвигаться по судну.

Иногда может потребоваться оперативный досмотр, например, если на борту обнаружен посторонний, или выяснится, что какое-то время пункт пропуска оставался без наблюдения, а также в случаях, когда зафиксирована пропажа ключей или есть следы взлома крышек, люков, дверей.

Важно отметить, что помимо поиска запрещенных веществ, экипаж должен искать нелегальных пассажиров. Если существуют какие-либо подозрения в том, что наркотики все же могут находится на судне, капитану до отхода из порта нужно запросить комплексную инспекцию, включая обследование корпуса ниже ватерлинии.

При выходе из порта, следует обратить внимание на надувные лодки и небольшие катера поблизости от судна. Дело в том, что преступники стараются забрать «посылки», прикрепленные к корпусу снаружи, за пределами порта, – так есть шанс избежать встречи с береговой охраной и полицейскими, патрулирующими побережье.

Если обнаружены наркотики

В этом случае Международная морская организация рекомендует обратиться к Резолюции FAL.9 (34) «Руководящие принципы по предотвращению и пресечению контрабанды наркотиков». Так, прежде чем совершать какие-либо действия с обнаруженной подозрительной находкой, нужно засвидетельствовать ее расположение. Если возможно, сфотографировать. Следует как можно меньше прикасаться к постороннему предмету, так как на нем могут оставаться отпечатки пальцев преступников. При необходимости находку лучше убрать в надежное место под замок и выставить охрану.

Кроме того, сведения о произошедшем нужно записать в судовой журнал с указанием как можно большего количества деталей. И самое важное – уведомить о находке компетентные органы следующего порта захода перед входом в территориальные воды. Невыполнение этого требования может повлечь за собой обвинение в незаконном обороте наркотиков. 

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что давно пора прийти к переосмыслению тактики предупреждения контрабанды наркотиков, а также роли членов экипажей, судов и судоходных компаний в подобных историях. 

– Криминализация – серьезная проблема, с которой сталкиваются моряки по всему миру в связи с глобальным характером судоходства, – отмечают в РПСМ. – В большинстве случаев нельзя рассматривать членов экипажа в качестве лиц, причастных к перевозке запрещенного груза.  

Источник tankeroperator.com; перевод ЦИА РПСМ



↑ 

Наверх