РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Сомалийское пиратство не так давно было в центре внимания
всего мира, а сегодня из этого региона практически не поступает известий о новых
нападениях. Титул самой опасной с точки зрения пиратства области на карте мира перешел
к Гвинейскому заливу. Как же появились и куда исчезли морские разбойники
Африканского Рога? Об этом Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник Центра
международной безопасности ИМЭМО РАН и кандидат исторических наук, рассказал
общероссийской еженедельной газете «Военно-промышленный курьер».
Как известно, попытка руководства Сомали присоединить к
своему государству вооруженным путем населенную преимущественно сомалийцами
эфиопскую провинцию Огаден в 1977–1978 годах закончилась полным провалом –
эфиопы дали достойный отпор агрессору. С 1981 года уже на территории Сомали
развернулось мощное повстанческое движение, которое в 1991-м свергло
правительство Мохаммеда Сиада Барре, после чего страна распалась на анклавы,
погрузилась в атмосферу хаоса и насилия. При отсутствии пограничной и береговой
служб ряд лидеров местных кланов и полевых командиров решили взять под контроль
рыбный промысел у сомалийского побережья Индийского океана, а позже, когда он
стал иссякать в силу масштабного браконьерства и сброса иностранными судами
токсичных отходов, эти же силы перешли на морское пиратство как наиболее
выгодный, по их мнению, вид промысла.
Уже в 2003 году были отмечены первые нападения сомалийских
пиратов на иностранные суда, а в 2005-м им удалось захватить в Аденском заливе
первое крупнотоннажное судно международной компании.
Вначале вооруженные стрелковым оружием и гранатометами
пираты использовали для выхода в открытое море и нападений на суда рыбацкие
деревянные лодки с навесными моторами, со временем у них появились небольшие
катера, радиостанции и GPS-навигаторы. Сообщники пиратов в кенийских и других
морских портах региона зачастую заранее передавали им сведения о выходящих из
портов судах и их грузе. Чтобы заставить капитана судна сбросить ход, пираты
открывали предупредительный огонь из автоматического оружия в направлении рубки
и демонстрировали готовность выстрелить из гранатомета. Если высота борта судна
позволяла, то они закидывали лестницу и поднимались на палубу. Под угрозой
применения оружия к членам экипажа захватывали судно и уводили его в одну из
скрытых гаваней на сомалийском побережье. Затем следовала стандартная процедура
выхода через посредников или по радио на владельца теплохода и требование от
него соответствующего выкупа.
Статистика подобных нападений сомалийских пиратов была
тревожной. С 2008 по 2012 год они захватили 170 морских судов с 3400 членами
экипажей, при этом 25 моряков были убиты, а 37 умерли от голода, болезней или
покончили с собой в плену. Только в 2010 году сумма выкупов за 47 угнанных
судов составила примерно 238 миллионов долларов. Большую часть прибыли получили
лидеры местных кланов, полевые командиры и владельцы катеров. Судовладельцы и
капитаны гражданских судов старались прокладывать маршруты подальше от
сомалийских берегов и сократили до минимума время пребывания в прилегающей к
ним акватории Индийского океана.
По данным 2011 года, удорожание страховки судовождения в
этом регионе стоило морской отрасли 635 миллионов долларов, прокладка удаленных
от берега маршрутов и дополнительные затраты на топливо – 580 миллионов,
затраты на топливо, необходимое для ускорения хода до безопасных 18 узлов, –
2,7 миллиарда, установка защитного оборудования и наем вооруженной охраны –
свыше миллиарда долларов.
Угрозы и ущерб международному судоходству со стороны
сомалийских пиратов стали поводом для организации широкого международного
сотрудничества в сфере защиты этих стратегически важных морских коммуникаций.
Совет Безопасности ООН принял несколько резолюций, разрешающих государствам в
борьбе с пиратами использовать вооруженные силы.
В защиту гражданских моряков вынуждены были включиться
регулярные ВМС ведущих держав мира. Уже в 2006 году ракетный крейсер «Кейп
Сент-Джордж» и ракетный эсминец «Гонсалес» ВМС США пустили на дно пиратское
судно-матку и две быстроходные лодки, открыв тем самым счет морским боям XXI
века. В 2008-м Евросоюз приступил к операции «Аталанта», а в НАТО запустили
серию миссий – «Эллайд Провайдер», «Эллайд Протектор», «Оушен Шилд». Независимо
от ЕС и НАТО в регионе действовали ВМС России, Индии, Китая, Японии, Кореи и
других стран. Впервые со времен окончания Второй мировой войны силы всех
постоянных членов Совета Безопасности ООН участвовали в боевых операциях на
одной стороне.
В регионе было организовано боевое дежурство на постоянной
основе военных кораблей из 21 государства. Это стало самой большой в истории
коалицией разных военных флотов и первый в истории случай, когда США, Россия,
Великобритания, Франция, Китай – все консолидировано выступили против общего
противника. И хотя пираты стали нести значительные потери от сопровождающих
гражданские суда военных кораблей и частных охранников на бортах сухогрузов и
танкеров, общее количество нападений на морские теплоходы в этом регионе долгое
время не сокращалось.
Эффективность борьбы с пиратством снижалась во многом за
счет несовершенства международного права в этой области. Вход в порты
гражданских судов с оружием на борту был юридически невозможен, поэтому частным
военным компаниям (ЧВК) приходилось содержать в регионе свои плавучие базы, где
следующие через опасные морские зоны суда принимали на борт вооруженных
охранников и высаживали их, миновав эти районы. Стоимость услуг группы из
трех-четырех частных охранников колебалась от 28 до 38 тысяч долларов, что было
на порядок меньше суммы минимального выкупа, но некоторые судовладельцы
пытались сэкономить даже на подобных затратах в надежде на помощь военных
кораблей. Часть капитанов гражданских судов устанавливали на палубах и вдоль
бортов манекены охранников с муляжами оружия, чтобы отпугнуть приближающихся
пиратов.
Создавали проблему даже случаи взятия в плен пиратов
военными моряками или частными охранниками. Долгое время мировым сообществом не
были определены соответствующие места изоляции задержанных на берегу и
последующие юридические процедуры с ними (следствие, суд, наказания). Ни одна
из стран не брала на себя обязательств открыть места предварительного
заключения и последующего тюремного содержания пиратов. Как правило, сдавшиеся
в плен боевики разоружались, у них изымались средства связи и навигации, после
чего их отпускали следовать на своих плавсредствах к местам базирования на
сомалийском побережье. Позитивную роль в борьбе с пиратами сыграли беспилотные
летательные аппараты, которые помогли организовать мониторинг за обширной
акваторией Индийского океана у берегов Восточной Африки. Но решающий перелом в
борьбе с сомалийскими пиратами был достигнут за счет усилий правящей династии
эмирата Абу-Даби ан-Нахайян из Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Эмир
Абу-Даби и президент ОАЭ Халифа ибн Зэйд ан-Нахайян и его окружение восприняли
угрозу танкерному флоту в регионе как покушение на свои личные интересы и
доходы.
В 2010 году нефтяные шейхи ОАЭ выделили 50 миллионов
долларов на формирование специального антипиратского отряда Puntland Maritime
Police Force, где инструкторами и командирами стали южноафриканские наемники –
специалисты по борьбе с партизанами. Вскоре этот отряд смог установить контроль
над сомалийским квазигосударством под названием Пунтленд с 1,5-миллионным населением,
где располагалось подавляющее большинство пиратских баз. Около тысячи
наемников-профессионалов, имеющих на вооружении катера, легкие самолеты,
вертолеты и беспилотники, за два года сумели уничтожить практически все
наземные базы пиратов и покончить с их преступным промыслом. С 10 мая 2012 года
преступникам удалось захватить лишь одно судно иранского браконьера, которого
никто не хотел защищать. После этого инцидента нападений на гражданские суда
силами сомалийцев практически не отмечалось.
На выделенные по линии ООН средства в 2010 году в небольшом
городке Гароуэ (Гарове), который считается неофициальной столицей Пунтленда,
открылась крупнейшая в мире тюрьма для морских пиратов на 500 мест, где были
изолированы наиболее опасные преступники. Сегодня эпицентр морского пиратства
сместился в район Западной Африки, в акваторию Атлантического океана у берегов
Гвинейского залива (Нигерия).
Тем не менее Совет Безопасности ООН продлил полномочия
международных военно-морских сил по борьбе с пиратством у побережья Сомали,
единогласно приняв довольно развернутую и детальную резолюцию № 2554
программного характера от 4 декабря 2020 года. СБ ООН постановил, что права
государств и региональных организаций, сотрудничающих с Сомали в борьбе с
пиратством и вооруженным ограблением на море, сохраняются на следующие 12
месяцев.
Российский профессиональный союз моряков отмечает, что если раньше вопрос пиратства остро стоял в водах вблизи Сомали, то сегодня проблема переместилась в другую часть Африканского континента – Гвинейский залив. Многие представители отрасли высказывались о необходимости решительных действий в этом регионе, а инициированную Балтийским и Международным морским советом (BIMCO) декларацию о пресечении пиратства в Гвинейском заливе в настоящий момент подписало более 400 представителей отрасли. Кроме того, сейчас ряд стран направил свои военные корабли для патрулирования этих вод: в октябре к Западной Африке направилось судно Королевского военно-морского флота Великобритании Trent, также приступил к обеспечению безопасности судоходства у берегов континента российский БПК «Вице-адмирал Кулаков». Однако пока речи о полном подавлении пиратства в регионе не идет.
Наверх