РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В ноябре 1984 года Хелена аф Клеркер и ее подруга Шарлотта
Оберг решили покататься на лодке по заливу у шведского острова Ведде. Прогулка
чуть было не обернулась трагедией: суденышко вынесло в открытое море, и двое
суток девушки боролись за жизнь. В конце концов отчаявшихся и обмороженных, их подобрал
сухогруз «Дагестан» Мурманского морского пароходства. Через 37 лет Хелена
решила снять фильм о тех событиях. Недавно она, ее коллеги и помощник капитана
«Дагестана» Александр Староверов рассказали ТАСС об этой истории, чуть не
обернувшейся трагедией, но закончившейся чудесным спасением.
Прогулка на весельной лодке
«Это очень драматичный момент в моей жизни: история
произошла 37 лет назад, но я помню ее, как будто это было вчера, – рассказывает
Хелена. – Нам с моей подругой Шарлоттой только исполнилось по 19 лет, мы решили
прогуляться на весельной лодке в небольшом заливе около острова Ведде. Было
солнечно, и мы планировали просто пройти на ней около берега, однако подводное
течение вынесло нас в открытое море. Мы оказались одни на маленькой
четырехметровой лодке без крыши посреди бескрайней воды. Я даже сейчас могу
закрыть глаза и вспомнить то предчувствие смерти, мы ощущали себя просто кормом
для рыб».
Самым страшным было не то, что девушки остались без еды и
воды, вспоминает Хелена.
«Холодно, было постоянно холодно. Все случилось в ноябре,
погода испортилась, постоянно дул ветер. Мы лежали на дне лодки и замерзали, не
было даже надежды, что кто-то найдет и спасет нас. Мы были абсолютно одни,
обнимались, согревая друг друга, разговаривали и пели песни, пытаясь не сойти с
ума, потому что каждую секунду в мою голову закрадывалась мысль, что мы скоро
умрем», – рассказывает она.
Никто не знал, что девушки вышли в море, поэтому искать их
начали не сразу. «Родители моей подруги Шарлотты приехали к себе на дачу,
увидели, что лодки нет, нас тоже, забили тревогу и организовали спасательную
операцию, – вспоминает Хелена. – Мы были в море уже 48 часов. Бывало, видели
вдалеке разные суда, махали руками, кричали, но единственными, кто нас заметил,
были моряки с «Дагестана». Они пришли и спасли нас».
Это случилось в Аландском море недалеко от Аландских островов,
в нескольких десятках километров от материка. «Русские моряки были так добры к
нам, – рассказывает Хелена. – Мы очень замерзли, а они согревали нас как могли:
налили нам горячую ванну, женщины растирали нас водкой, кормили пирогами».
Шел ноябрь 1984 года, разгар холодной войны, русские
представлялись Хелене и Шарлотте страшными и опасными: «Когда нас спасли – это
было лучшее, что со мной случалось. Впечатление от русских у меня было
абсолютно противоположное тому, что нам о них говорили. Мы провели на
«Дагестане» всего три часа, потом нас передали шведским военным, которые уже
искали нас. Спасательная операция к этому времени длилась около 30 часов».
Тайна и Служба безопасности
В этой истории есть и тайна, о которой Хелена попытается
рассказать в фильме: «Ночью рядом с нами возникла подлодка. Она осветила нас
прожектором. Мы хотели было забраться на нее, но в тот момент нам никто не
помог. Спустя время она вновь оставила нас одних. Чья эта была подлодка, я до
сих пор не знаю, но у меня есть основание полагать, что они передали сигнал, и
спустя несколько часов пришел «Дагестан».
Хелена вспоминает, что когда их с Шарлоттой передали
шведским властям, девушками сразу же заинтересовались сотрудники Службы
безопасности Швеции. «Мы не хотели об этом говорить с ними, но были вынуждены.
Нас спрашивали и о русских моряках с «Дагестана», о подлодке. Мы тогда думали, почему мы должны это делать
– они же спасли нас, – вспоминает Хелена. – Мы, конечно, не уверены, что это
была русская подлодка, но военные нас спрашивали и об этом».
Петер Хансен, продюсер и режиссер документального фильма,
который получил рабочее название «Таинственное море» (Secret sea), соглашается,
что споры вокруг этой подлодки в Швеции идут до сих пор: «Мнения людей
разделились, русская она или нет. Кто-то говорит, что она вообще могла быть
американской, некоторые утверждают, что там не было никакой подлодки и девушки
просто видели большого морского зверя, – смеется он. – Кстати, первый вопрос,
который я задал Хелене, когда приступил к работе над фильмом: а ты точно ее
видела?»
Хелена уверена: подлодка не была иллюзией: «Но для меня она
остается загадкой, именно поэтому фильм и называется «Таинственное море». Мы
пытались понять, что это было на самом деле, однако нашли очень мало
материалов, каких-то указаний, что это была именно русская подлодка, которая
передала наше местоположение сухогрузу «Дагестан». Если это было так, то это
героический поступок. Стояла моральная
дилемма, как поступить: девушки в беде посреди открытого моря, мы не можем их
спасти и должны оставить, но что-то же мы должны сделать. Давайте свяжемся с
базой, чтобы они послали судно. Может, это было так. Точно мы не знаем, но в
фильме пытаемся пролить свет на эти загадочные обстоятельства».
Однако таинственная подлодка – не главный герой фильма
Хелены, самое важное в картине – это люди, которые их спасли. «Красной линией
идет моя благодарность членам экипажа «Дагестана» и той загадочной подлодки,
что спасли меня и мою подругу, потому что мертвой я бы точно не смогла
рассказать эту историю, – рассказывает Хелена. – Мы молчали об этой встрече с
подлодкой 35 лет, понимая, что для этого был не совсем подходящий момент. Чувствовали,
что, если подлодка каким-то образом была связана с нашим спасением, наш рассказ
может нанести вред экипажу».
Документы о спасении девушек в шведских архивах тоже все это
время хранились под грифом «секретно». Однако недавно он был снят. «Когда я
получила все документы, решила снять фильм. Я рада, что наконец-то могу
рассказать эту историю не ради себя, а ради людей, которые пришли на помощь. Я
проснулась как-то утром и просто начала писать сценарий», – отметила режиссер и
героиня фильма.
Важная встреча
В 2013 году благодаря смотрительнице музея Мурманского
морского пароходства, которому принадлежал «Дагестан», Хелена связалась с
капитаном сухогруза Вячеславом Кузьменковым и пригласила его в гости в
Стокгольм: «Он приезжал в Швецию еще до того, как я решила снимать кино. Для
него это тоже очень значимая история: он хотел удостовериться, что спустя
столько лет с теми, кого он спас, все в порядке. Я видела его один раз, мне
было сложно, ведь я не знаю русского языка, – рассказывает Хелена. – Он очень
хороший человек, привез с собой подарки из России: свои фотографии, снимки
«Дагестана», который нас спас. На том фото, что он подарил, было написано на
русском и английском языках: «Только смелые могут победить море».
3 января 1985 года начальник Мурманского морского
пароходства Владимир Игнатюк издал приказ о награждении почетной грамотой «За
высокую выучку и самоотверженность"» шестерых членов экипажа «Дагестана».
Были награждены первый и второй помощники капитана, судовой врач, матрос
первого класса, старший моторист и буфетчица. Сейчас Хелена ищет этих людей,
чтобы сделать их героями своей картины.
«Я хотела бы найти и встретить оставшихся членов экипажа. Я
не смогла бы их обнять из-за коронавируса, но сердечно бы их поблагодарила. Я
хочу снять трогательную историю со множеством фактов и мнений, поговорить со
многими участниками, теми, кого смогу найти. Мы хотим снять красивое
документальное кино, полное дружбы и русских героев. Конечно, события фильма происходят
на фоне холодной войны. Но это не кино о политике или войне СССР и Запада», –
утверждает Хелена.
Она рассказывает, что удалось найти и контакты семьи боцмана
Владимира Морозова. «Я встретилась с его вдовой Татьяной. Это было очень
эмоционально. У них дома висели фотографии со мной и Шарлоттой, и я поняла, что
и в жизни Владимира это был тоже важный момент».
Вести поиски героев фильма помогают и мурманчане, среди которых
– сотрудники Мурманского пароходства и регионального Центра поддержки
кинопроизводства. «В этой интереснейшей,
основанной на реальных событиях истории есть потенциал для большого
полнометражного фильма, потому что даже документальное кино на эту тему
захватывает дух. Зачем что-то придумывать? Жизнь, как оказывается, подкидывает
такое, что и вообразить трудно», – считает руководитель центра Светлана
Солдатова.
«Я помню, как мы радовались, когда нас спасли моряки с
«Дагестана». Мы действительно чувствовали, что победили море, хотя не отпускала
мысль, что всего одна волна, и лодка бы просто перевернулась. Сейчас я,
конечно, могу выйти в море на лодочную прогулку, но это должна быть очень
большая и надежная лодка. И, конечно же, на ней должен быть русский капитан», –
шутит Хелена.
Второй помощник капитана Староверов
Сейчас Александр Староверов работает сторожем в
Борисоглебске, сутки через трое, его задача – обходить по периметру завод. Но
было время, когда он на сухогрузе «Дагестан» в рейсах по нескольку месяцев
бороздил моря и океаны. Был и на Кубе, и в Канаде, и в Америке, да везде был. Жаль,
говорит, только, что не видел Австралию и Японию.
«Я стоял на вахте, и вдруг вдалеке – в двух-трех милях – в
море что-то мелькнуло, – вспоминает он день спасения девушек. – 12-часовую
вахту стоял с 4 часов утра до 16 часов дня».
Ему тогда было 30 лет. Молодой, красивый, второй помощник
капитана. Они шли по Ботническому заливу в Балтийском море, везли навалочный
груз в Финляндию: «Там есть маяк – Сода Кваркен – проходя мимо, сообщаем: кто,
куда идем, все данные, а потом спрашиваем, что есть для нас. Помню, как мне
сказали: для вас ничего нет, счастливого плавания».
Был день, часа два, светло, далеко видно: «Я стою на вахте
на мостике – судном управляет автомат, я только корректирую – и шарю биноклем
по горизонту. И вдруг темное пятнышко на море. Подошли чуть ближе – вроде показалось,
что кто-то машет. А рыбаки нам в тех местах частенько махали, чтобы обменять
рыбу на водку. Раз посмотрел, второй, третий, а движение рук у человека вроде
похожи на сигнал бедствия. Пристальней стал вглядываться – да, сигнал.
Посмотрел по карте – хотя есть отмель, можно пройти, глубина позволяет.
Повернул в сторону пятнышка, чтобы рядом пройти, думал потом уйти на свой курс.
На это я не имел права без разрешения капитана, но сделал. И после уже позвонил
капитану: мол, вижу шлюпку, там человек подает сигнал бедствия, решил пройти
мимо. Капитан меня изругал, что сделал это без его разрешения, стал подниматься
на мостик. И пока он поднимался, мы тем временем уже подходили к шлюпке. Ну как
подходили – были в метрах 500−600, но на море это рядом. Я услышал голос
девушки: «Хелп ми!», а остальное не понял. На дне шлюпки лежала вторая девушка,
обессиленная, но живая. Одну из них, как я узнал позже, звали Хелен».
По словам Староверова, «дальше все пошло, как положено».
Капитан приказал спустить шлюпку с правого борта – человек за бортом! – и
началась спасательная операция.
«Мы шли полным ходом, и, нам надо было много времени для постепенного
снижения скорости, – продолжает Староверов. – Сделали круг, сбивая скорость,
подошли кабеля на два, остановились, легли так, чтобы с борта, где спускают
шлюпку, было тихо. Есть такой способ на море. Старпома посадили возглавлять
спасение, потому что я был на мостике. Он поднял девушек с экипажем в свою шлюпку,
а их шлюпку отбуксировали».
Староверов помнит, что примчалась то ли полиция, то ли
таможня, и от нее он немного узнал про спасенных девушек. Что они из
состоятельных семей, сами взяли лодку и поплыли на прогулку. И правда, вскоре
над местом спасения стал кружить вертолет, принадлежавший отцу одной из них.
«Но меня это не особо интересовало, главное – людей спасли,
– продолжает бывший член экипажа «Дагестана». – То ли весла у них выбило
волной, то ли мотор сбило, только когда мы шлюпку подняли на борт, на ней не
было ни мотора, ни весел. Одна корзинка с пустым термосом. Их шлюпку вынесло
очень далеко в открытое море, где ходят торговые суда».
За спасение ему позже вручили почетную грамоту – премии
тогда давать за подобное было не принято. Спасенных девушек он никогда больше
не видел, но хотел бы встретиться. Фотографий тех лет у него нет, да и
современных тоже, но почетную грамоту он сохранил. Еще он запомнил, что у одной
из спасенных девушек были красивые каштановые волосы, а вторая была блондинка –
ее из шлюпки перенесли прямо в лазарет, так ей было плохо.
Гостьи пробыли на судне часа три. Капитан все тревожился,
что с такой остановкой могут и опоздать в порт назначения, а там и до штрафа
недалеко. Но они успели: спасли всего-то минут за 15. Через неделю на судно пришла
телеграмма от отца одной из девушек, а еще через две отправили сообщение и они
сами: живы, здоровы, часто вспоминают свое приключение.
Староверов тоже нередко мысленно к нему возвращается. А еще
помнит, как хотел рассказать о себе той самой девушке с каштановыми волосами. И
даже пытался, когда спасенных переносили с российского судна на шведский катер.
Успел уже что-то сказать, но экипаж кричал, хлопал, может, она и не услышала
ничего.
Сейчас ему всего 66. Никогда больше он никого не спасал, но
мало ли. «Если надо помочь – я готов!» –
смеется он.
Отметим, что съемки документального фильма «Таинственное
море» продолжаются уже три года. В России группа уже отсняла материал в Москве,
Санкт-Петербурге, Волгограде, Мурманске. Премьера должна состояться в конце
декабря 2021 года в эфире шведского телевидения, после чего, возможно, история
Хелены и Шарлотты отправится покорять мир.
Российский профсоюз моряков отмечает: труженики флота нередко
приходят на помощь попавшим в бедственное положение в море, часто на
собственный страх и риск. За это они достойны отдельной благодарности.
Авторы – Николай Кочетков, Елена Рузанова, ТАСС
Наверх