РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
CHIRP Maritime, занимающаяся сбором конфиденциальных
сообщений о происшествиях, связанных с человеческим фактором, в очередном
выпуске Maritime Feedback поделилась историей о том, как во время ежегодной
проверки технической готовности спасательной шлюпки обнаружилось, что спусковой
трос для ее сброса под нагрузкой передвигался с трудом, а для того, чтобы
привести в действие спусковой рычаг, требовались большие усилия. Трос управления
носовым гаком также не функционировал должным образом.
Все удалось уладить: замену спускового троса произвели на
месте, а затем повторно провели проверку спускового механизма, чтобы убедиться
в его полной готовности к работе.
В ходе расследования, последовавшего за инцидентом,
выяснилось, что руководством по управлению безопасной эксплуатацией судна,
которое разработала компания, предусмотрена еженедельная и ежемесячная проверка
спасательных шлюпок. Согласно записям в судовом журнале, последняя ежемесячная
проверка спасательных шлюпок проводилась тремя неделями ранее и включала учения
по оставлению судна, в ходе которых обе шлюпки были спущены на воду и
маневрировали на воде.
Тем не менее неудовлетворительное состояние механизма отдачи
гаков спасательных шлюпок не было зафиксировано в журнале, и в компанию ничего
об этом не сообщалось.
Разработанное судовладельцем руководство по безопасной
эксплуатации при этом содержало точные и исчерпывающие инструкции по проверке и
испытаниям работы механизмов разобщения спасательных шлюпок. Если бы они
соблюдались должным образом, то неисправность была бы выявлена в ходе
предыдущей проверки.
Другой важный фактор безопасности состоит в том, что
ответственный за проведение проверок и испытаний спасательных средств офицер должен
пройти необходимую подготовку. В соответствии с Международным кодексом по
управлению безопасностью (МКУБ), об этом обязана позаботиться компания.
Как подчеркивают в CHIRP Maritime, процедуры, разработанные
производителями, должны быть тщательно изучены на предмет технической
осуществимости. Часто бывает так, что изготовители спасательных шлюпок и
шлюпбалок отличаются.
Отмечается, что с момента внедрения на судах системы
разобщения спасательных шлюпок под нагрузкой и без нагрузки нередко становились
причиной гибели и серьезных травм моряков. Несчастные случаи со шлюпками
происходят тогда, когда их механизмы и устройства не проверяются или не
обслуживаются должным образом.
Кроме того, из-за большого количества инцидентов, когда дело
доходит до проверок спасательных шлюпок, компании по понятным причинам пытаются
уклониться от риска. Ситуация усугубляется тем, что во многих портах
запрещается спускать шлюпки в пределах гавани. Эти факторы могут привести к
тому, что практика фальшивых записей об их проверках станет привычным делом.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что от
технического состояния шлюпок напрямую зависит безопасность экипажа. Причем в
случае экстренной ситуации, когда их спуск на воду может понадобиться, времени
на проверки и замены уже не будет – счет в таких ситуациях идет на минуты.
Поэтому экипажу жизненно важно досконально проверять их работоспособность.
По материалам Safety4Sea
Наверх