РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Ожоги – одна из самых распространенных опасностей на борту. Они могут стать результатом неосторожного обращения с горячими трубами, огнем, случайного попадания на кожу пара и множества других причин. Об одном из несчастных случаев, в результате которого механик получил ожоги лица и тела, а также об извлеченных из него уроках, говорится в последнем выпуске Maritime Feedback, который публикует программа предоставления конфиденциальных сообщений об инцидентах CHIRP.
Так, судно стояло у причала, когда механики начали снимать крышку масляного фильтра главного двигателя. Горячее топливо попало на тело и лицо одного из них, после чего его сразу же поместили в судовой госпиталь для оказания экстренной медицинской помощи. В это же время готовилась его эвакуация в больницу на берегу. Механик провел в медицинском учреждении неделю, после чего был отправлен домой. Согласно заключению врачей, спустя две недели его состояние было удовлетворительным, однако через месяц моряку было рекомендовано пройти повторное обследование.
Расследование причин инцидента показало, что оценка риска на борту была проведена, но моряки не учли все факторы. Между тем перед началом работ прошел инструктаж по технике безопасности, а офицер, ответственный за их выполнение, и механик, который получил травмы, раньше уже выполняли такие задания.
Как свидетельствует отчет расследования, у пострадавшего члена экипажа было достаточно времени на отдых, а отработанное им время соответствовало требованиям компании и нормам Конвенции о труде в морском судоходстве. Допуск к работе был выдан, и все участвовавшие в задании члены экипажа использовали соответствующие СИЗ.
Также было установлено, что инцидент произошел из-за ненадлежащего выполнения основных инструкций по технике безопасности, разработанных компанией. Кроме того, фильтры должным образом не изолировали от трубы подачи сжатого воздуха, а запорные клапаны не пометили как закрытые, хотя это требуется в соответствующем допуске к работе. До начала работ никто не проверил, находятся ли фильтры под давлением, а перед тем, как открыть крышку, не произвели слив топлива из фильтра. Также не соблюдались инструкции производителя по технике безопасности.
Как отмечают в CHIRP, каждая нестандартная рабочая операция требует надлежащего и грамотного планирования, детального анализа опасностей и всестороннего контроля рисков. Также перед выполнением любого задания необходимо проводить инструктаж по технике безопасности на рабочем месте, во время которого обсуждаются все потенциальные риски и необходимые меры предосторожности, допуск к работе, оценка рисков.
Надлежащий контроль – важный фактор безопасности выполнения работ на борту. Ответственный за них обязан обеспечить соблюдение инструкций по технике безопасности и правил хорошей морской практики, а также предотвращать потенциально небезопасные действия или бездействие, которые могут привести к травмам или повреждениям. Работы по техническому обслуживанию оборудования или механизмов, находящихся под давлением, сопряжены с рядом опасностей и рисков, которые способны привести к серьезным травмам, если их должным образом не учесть.
Для того, чтобы избежать опасных случаев, всякий раз нужно проводить тщательную и эффективную оценку рисков, а также соблюдать принятую в компании процедуру получения допуска к работе.
Кроме того, привлеченные к выполнению задания члены экипажа должны быть подробно проинструктированы о возможных опасностях и мерах контроля риска, которые следует применять до, во время и после выполнения работ. К тому же, рекомендации и инструкции производителей оборудования должны соблюдаться на каждом этапе задания.
Также в CHIRP дали рекомендации о том, как возможно повлиять на роль пресловутого человеческого фактора в инцидентах. Так, имеет значение культура на борту: внедрена ли в компании, на судне или среди экипажа культура «беспристрастности»? Если нет, то может укорениться практика подделки документов, подтверждающих соблюдение правил и процедур безопасности, поскольку моряки будут бояться сообщать о подобных фактах, опасаясь преследований.
Также угрозу безопасности могут представлять «местные» методы работы: важно не допускать замены стандартных или «лучших» процедур теми, которые «приняты на местах».
Риски может порождать давление: ничто не должно заставлять моряков спешить или пропускать выполнение каких-то правил безопасности.
И, конечно, не последнюю роль играет квалификация: прошли ли члены экипажа надлежащую подготовку по технике безопасности, необходимую для выполнения операций, влияющих на безопасность? Проводятся ли инструктажи по ТБ и соблюдаются ли при этом все необходимые требования?
В Российском профсоюзе моряков подчеркивают, что безопасность всегда должна быть основным приоритетом при выполнении работ. Поэтому стоит несколько раз оценить ситуацию и не приступать к потенциально рискованному делу, пока не приняты все необходимые меры предосторожности.
По материалам Safety4sea.com
Наверх