РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Такой вывод содержится в докладе Британского (MAIB) и Датского бюро по расследованию происшествий на море (DMAIB) «Применение и удобство использования ЭКНИС». Исследование было обусловлено растущим числом случаев посадки судов на мель, а его итоги поставили серьезные вопросы в отношении фундаментального подхода судоходной отрасли к электронной навигации.
Как известно, электронно-картографические навигационно-информационные системы имеют большое значение на современном судне. Они позволяют экипажу отслеживать рейс по карте и минимизировать такие риски, как посадка судна на мель. При этом от моряков, использующих ЭКНИС, требуется прохождение специального обучения, необходимого для получения должного уровня знаний и компетенций.
Отчет MAIB и DMAIB обратил внимание на несколько случаев посадки на мель. Так, среди них был инцидент с химическим танкером Ovit в проливе Па-де-Кале в сентябре 2013 года. Его причины MAIB тогда описало как «яркий пример некомпетентности палубных офицеров в использовании ЭКНИС». Другой подобный случай произошел с балкером Muros у восточного побережья Великобритании в декабре 2016 года – тогда британское бюро заключило, что процедурные меры по защите ЭКНИС были «проигнорированы и отключены». И самый недавний инцидент связан с судном Kaami: его разобрали на металлолом после того, как во время шторма у северо-западной части Шотландии в марте 2020 года теплоход сел на мель. Причиной MAIB назвало «неправильное использование ЭКНИС».
По завершении исследования MAIB и DMAIB отметили, что надеются на то, что доклад станет катализатором изменений в отрасли. Так, они пришли к заключению о необходимости улучшения дизайна, обучения и использования ЭКНИС. Сделанные ими выводы основываются на интервью со 155 профессиональными пользователями системы и данных, собранных между февралем и июлем 2018 года из морских рейсов в европейских водах с 31 судна разных типов.
Бюро сделали вывод о том, что несмотря на то, что ЭКНИС используются уже на протяжении двух десятилетий, большинство автоматизированных функций системы, предназначенных для оповещения моряков об угрожающей опасности, были непросты в использовании, а также обладали недостаточной степенью детализации для навигации в водах, где требуется лоцманская проводка. Это привело к высокому уровню числа ложных тревог, которые в свою очередь подорвали доверие к автоматическим предупреждениям. Из-за этого большинство моряков, работающих с системой, либо отключили сигналы тревоги, либо игнорировали их, потому что очень многие из них оказывались ложными.
«Чтобы быть эффективным инструментом безопасной навигации, ЭКНИС необходим высокий уровень ввода данных оператором, но многие моряки, по всей видимости, имели ограниченное представление о системах, с которыми они работали, и в основном использовали их только до того предела, который им казался необходимым», – сообщается в отчете.
Хотя в докладе признается, что со времени начала использования ЭКНИС внесла большой вклад в безопасность навигации, авторы отметили, что все еще существует много проблем. Также DMAIB и MAIB планируют обсудить исследование с другими агентствами по расследованию морских происшествий с целью улучшения того, как расследуются инциденты, включающие взаимодействие между пользователями и сложные технологические системы.
Подробнее ознакомиться с докладом можно здесь.
В Российском профсоюзе моряков отмечают, что часто при расследовании происшествий причиной инцидентов называют пресловутый человеческий фактор. Однако чтобы понять, почему человек совершил ошибку, важно рассматривать различные аспекты: удобство использования тех или иных систем и оборудования, качество и регулярность обучения и прочее. Возможно, это исследование послужит толчком к пересмотру построения работы с ЭКНИС и самой системы.
По материалам insurancemarinenews.com
Наверх