22.10.2021

Транспортный сектор, пригодный для работы женщин

Таков лейтмотив женской конференции Европейской федерации транспортников,  проходившей 20-21 октября в двух режимах: онлайн и очно. Большинство участников (на конференции присутствовали и мужчины) – порядка 75 человек – из-за ограничений, введенных странами, не смогли приехать на заседание в Брюсселе, однако  zoom-формат конференции  оказался удобной площадкой для встречи и обсуждений.

– Конференция была обозначена как подготовительная – в следующем году состоится очередной съезд Европейской федерации транспортников, на котором пройдут выборы руководящих органов, а также членов женского комитета ЕФТ, – рассказала Ирина Устюменко, руководитель PR-службы Российского профессионального союза моряков, участвовавшая в работе конференции. – В целом же на заседании обсуждались условия и качество труда женщин в транспортном секторе, проблемы насилия, неравной оплаты труда, невозможность карьерного роста. В этой связи даже отмечалось, что и в самих профсоюзах транспортников по всему миру очень мало представлено женщин в руководящих органах, не говоря уже о лидерских позициях.

Проведенный осенью 2019 года опрос порядка 3000 женщин-транспортников, на результаты которого опирались участники конференции, выявил настоятельную необходимость в существенных изменениях, чтобы сделать транспортный сектор действительно пригодным для работы женщин. Устранение укоренившейся мужской культуры, улучшение условий труда, установление равного обращения и хорошего баланса между работой и личной жизнью, обеспечение доступа к надлежащим санитарным средствам и обеспечение безопасных рабочих мест являются основными факторами привлечения и удержания женщин в транспортной отрасли.

Опрос также показал, что доля женщин на всех рабочих местах транспортной отрасли – всего 22% – недостаточна. Несмотря на значительные различия между секторами (наземный транспорт: 14 %; водный транспорт: 20 %; воздушный транспорт: 40 %), в целом в секторе транспорта по-прежнему преобладают мужчины. Женщины в основном работают на должностях, связанных с клиентами, или на административных должностях, часто с более гибкими условиями труда и на неполной занятости. Они также часто работают на мобильных или изолированных рабочих местах, например, на борту поездов или морских судов. Условия труда по-прежнему оставляют желать лучшего.

На этом фоне ЕФТ провела кампанию «Да! Больше женщин на транспорте – создание транспорта, пригодного для работы женщин», ориентированную на политические структуры и социальных партнеров как на национальном, так и на европейском уровне.

Ее задача – показать, что транспортный сектор в Европе быстро меняется, и роль, которую играют женщины в этой отрасли, тоже меняется. Однако мало кто понимает, как эти изменения повлияют на них.

Отмечалось также, что последствия пандемии COVID-19 могут усугубить неравенство, которое уже существует в этом секторе.

Участники конференции поучаствовали в опросе  для определения ключевых направлений работы, на которых надо особенно сфокусироваться женскому комитету ЕФТ, а также способов и инструментов их реализации.

Участники отметили важную роль СМИ и социальных сетей в информировании общественности и призвали освещать работу женщин вообще и женского комитета ЕФТ в частности на профсоюзных ресурсах и в соцсетях.

↑ 

Наверх