РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Установление допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами; регулирование особенностей труда авиационного персонала; предоставление субсидии работодателем на трудоустройство безработных граждан; уточнение полномочий Минтруда РФ; прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период – эти и другие темы обсуждались в сентябре на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений (РТК). В нем приняли участие представители Российского профсоюза моряков.
О прогнозе социально-экономического развития РФ
Основные характеристики прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг. подготовлены Минэкономразвития России. Как объяснила эксперт по правовым вопросам РПСМ Светлана Колганова, он представлен в консервативном и базовом варианте. Параметры базового прогноза используются для подготовки параметров бюджета.
Так, в базовый вариант прогноза заложена предпосылка о замедлении инфляции до 5,8% к концу 2021 г. Во второй половине 2022 г. уровень инфляции вернется к целевому уровню 4%, в дальнейшем оставаясь в данных рамках.
По итогам 2021 года рост ВВП оценивается на уровне 4,2%. В 2022 г. рост ВВП ожидается на уровне 3,0 %. В 2023-2024 гг. экономика продолжит расти темпом около 3%.
– В прогнозе отмечено, что экономический рост в среднесрочной перспективе будет основан на расширении внутреннего спроса – как потребительского, так и инвестиционного, – говорит Светлана Колганова.
Прогноз исходит из ожиданий роста реальных заработных плат (+3,1% и +2,4% г/г в 2021-2022 гг.) и реальных располагаемых доходов (+3,0% и +2,4% г/г в 2021-2022 гг.; в 2023-2024 гг. 2,5%). Также ожидается рост численности занятого населения с 70,6 млн человек в 2020 г. до 72,4 млн человек к 2024 г. При этом среднегодовой уровень безработицы снизится с 5,8 % в 2020 г. и 5,0 % в 2021 г. до 4,6% в 2022-2024 годах. Кроме того, к 2024 г. ожидается рост численности самозанятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей – до 24,5 млн человек.
Что касается роста доходов населения, то ему будут способствовать установление величины прожиточного минимума на душу населения исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год; ежегодная индексация социальных выплат с 1 февраля соответствующего года с учетом уровня инфляции; установление размера максимального пособия по безработице на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения.
– На РТК сторона профсоюзов отметила, что прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период, который положен в основу разработки проекта федерального бюджета на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг, исходит из позиции консервации низких доходов населения и стагнации экономического развития Российской Федерации, – добавила С. Колганова.
Проект бюджета предусматривает увеличение МРОТ
В соответствии с законопроектом прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в 2022 г. составит 25 021,9 млрд рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3 397, 7 млрд рублей; общий объем расходов федерального бюджета – 23 610,2 млрд рублей; профицит федерального бюджета – 1 411,7 млрд рублей.
В последующие годы прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета составит 25 540,1 млрд рублей на 2023 г., в том числе и 2 710, 8 млрд рублей нефтегазовых доходов; 25 831,7 млрд рублей на 2024 г., в том числе 2 096,6 млрд рублей нефтегазовых доходов. Общий объем расходов федерального бюджета на 2023 год составит 25 105,4 млрд рублей, и на 2024 год – 26 147,1 млрд рублей.
Профицит федерального бюджета на 2023 год составит 434 млрд рублей и дефицит федерального бюджета на 2024 год в сумме 315 млрд рублей.
В дополнительной информации к материалам бюджета сообщается, что проект бюджета предусматривает увеличение МРОТ с 1 января 2022 года на 6,4% и установление его в сумме 13 617 рубля. В 2023 и 2024 гг. его повышение будет происходить исходя из темпов роста медианной заработной платы, МРОТ будет установлен не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения по Российской Федерации.
Также в проекте федерального бюджета предусмотрено ежегодное повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, на которых распространяется действие «майских» указов Президента РФ 2012 года с учетом темпа роста номинальной начисленной заработной платы к предыдущему году, определенным прогнозом социально-экономического развития РФ (в 2022 г. – на 6,9%, в 2023 г. – на 6,5%, в 2024 г. – на 6,6%).
Кроме того, предусматривается ежегодное повышение оплаты труда в отношении всех категорий работников федеральных государственных учреждений, государственных служащих и служащих правоохранительных органов, а также военнослужащих в соответствии с прогнозным уровнем инфляции на 4%. Аналогичное повышение предусмотрено в отношении бюджетных ассигнований на индексацию стипендиального фонда с 1 сентября.
– По итогам обсуждения Минфину России, Минздраву России, Минобрнауки России и Минпросвещения России было предложено направить в секретариат Комиссии информацию о доле средств в ВВП, которые будут направлены на здравоохранение и образование, – отметила Светлана Колганова. – Кроме того, члены РТК обратили внимание правительственной стороны на необходимость привлекать стороны социального партнёрства к консультациям по проекту федерального бюджета на более ранних этапах его подготовки.
На обсуждение РТК – совершенствование системы пенсионного страхования
В соответствии с законопроектом доходы бюджета Пенсионного фонда РФ планируются в 2022 г. в размере 10 032,4 млрд рублей; в 2023 г. – в размере 10 592,0 млрд рублей; в 2024 г. – 11 074,7 млрд рублей. Сумма межбюджетных трансфертов в составе доходов проекта бюджета ПФР планируется в размере: в 2022 году – 3 630 млрд рублей; в 2023 году – 3 750,4 млрд рублей; в 2024 году – 3 771,8 млрд рублей. При этом отмечается сокращение межбюджетного трансфера на обязательное пенсионное страхование с 416,6 млрд рублей в 2022 г. до 107,2 млрд рублей в 2023 г.
В составе объема доходов поступления от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, с учетом погашения задолженности за истекшие расчетные периоды прогнозируется в 2022 г. в сумме 6 054,46 млрд рублей, в 2023 г. – 6 475,84 млрд рублей, в 2024 г. – 6 921,37 млрд рублей.
– При формировании доходной части бюджета ПФР учтено сохранение на весь период «моратория» на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, – отмечает С. Колганова.
Расходы бюджета ПФР в 2022 г. планируются в размере 10 154,8 млрд рублей; в 2023 г. – 10 573,8 млрд рублей; в 2024 г. – 11 167,4 млрд рублей. В составе расходов на выплату страховых пенсий в 2022 г. – 8 082, 1 млрд рублей; в 2023 г. – 8 313,9 млрд рублей; в 2024 г. – 8723,4 млрд рублей.
Дефицит бюджета в 2022 г. планируется в размере 122,39 млрд рублей; в 2023 г. планируется профицит – 18,16 млрд рублей; в 2023 г. планируется дефицит – 92,69 млрд рублей. Источником покрытия дефицита являются остатки средств бюджета ПФР на начало периода в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии. В бюджет закладывается планируемая индексация размеров страховой пенсии по старости неработающим пенсионерам: в 2022 г. – 5,9 %, в 2023 г. – 5,6 %, в 2024 г. – 5,1%. Также индексация социальных пенсий: в 2022 г. – 7,7%, в 2023 г. – 2,5%, в 2024 г. – 9,9 %.
– Члены РТК в основном поддержали законопроект, – говорит эксперт по правовым вопросам РПСМ Светлана Колганова. – При этом сторона работников и сторона работодателей обратили внимание на необходимость вынесения на обсуждение РТК в рамках социального партнерства содержательных вопросов совершенствования системы пенсионного страхования, в том числе в части последовательного соблюдения принципа равенства прав застрахованных граждан, включая работающих пенсионеров. Кроме того, сторонам Комиссии предложено проанализировать промежуточные итоги реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р, и представить свои предложения в Минтруд России для проведения консультаций в установленном порядке, а Минтруду России проинформировать секретариат РТК о результатах консультаций.
Проект бюджета ФСС формируется в 2023 и 2024 гг. с дефицитом
Доходы бюджета Фонда социального страхования на 2022 г. прогнозируются в сумме 988 156,5 млн рублей; в 2023 г. – 1 054 630,6 млн рублей; в 2024 г. – 1 125 444,3 млн рублей. Расходы в 2022 году составят 944 117,9 млн рублей; в 2023 г. – 1 011 922,0 млн рублей; в 2024 г. – 1 076 178,7 млн рублей. Профицит бюджета ФСС в 2022 году составит 44 038,6 млн рублей; в 2023 г. – 42 708,6 млн рублей; в 2024 г. – 49 265,7 млн рублей.
В части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проект бюджета ФСС формируется в 2022 с профицитом, а в 2023 и 2024 годах с дефицитом. Для покрытия дефицита планируется использовать остаток средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Как отмечает С. Колганова, члены РТК в основном согласились с проектом федерального закона: «Одновременно стороны работников и работодателей отметили нецелесообразность продолжения практики погашения дефицита средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет профицита средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с чем считают необходимым корректировку проекта федерального закона в этой части».
Также соцпартнеры обратили внимание на необходимость вынесения на обсуждение РТК содержательных вопросов совершенствования системы социального страхования, в том числе выплат по временной нетрудоспособности.
Распространить льготу по оплате страховых взносов в отношении инвалидов I, II и III групп на индивидуальных предпринимателей
Что касается проекта ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг.», то законопроектом устанавливается, что в следующем году и в плановом периоде 2023 и 2024 гг. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, установленным ФЗ от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Одновременно сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавшие в 2021 году, – 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в соответствии с видами деятельности по классам профессионального риска. Также предлагается распространить льготу по оплате страховых взносов в отношении инвалидов I, II и III групп на индивидуальных предпринимателей, использующих труд инвалидов, в периоде 2022-2024 гг.
Члены РТК согласились с законопроектом.
Члены РТК поддержали законопроект о бюджете ФОМС
Проектом федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» общий объем поступлений в 2022 г. планируется в размере 2 779 212,4 млн рублей; в 2023 г. – 2 925 746,6 млн рублей; в 2024 г. – в размере 3 086 271 млн рублей. Общий объем расходов в 2022 г. планируется в размере 2 801 058,7 млн рублей; в 2023 г. – 2 951 120 млн рублей; в 2024 г. – 3 120 311,9 млн рублей. Дефицит в 2022 году планируется в сумме 21 846 млн рублей; в 2023 г. – 25 373,4 млн рублей; в 2024 г. – 34 040,9 млн рублей. Согласно пояснительной записке проект бюджета балансируется за счет переходящих остатков.
Параметры проекта бюджета ФОМС рассчитаны в соответствии с основными макроэкономическими параметрами прогноза социально-экономического развития России на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг. по базовому варианту.
В структуре доходов основную долю составляют страховые взносы, на них приходится в 2022 г. – 87,9%, в 2023 г. – 88, 3%, в 2024 г. – 88,6%. В структуре расходов проекта бюджета ФОМС доля субвенции в бюджеты территориальных фондов ОМС составляет 88%. Субвенция предоставляется в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов РФ.
Содействовать занятости населения
Проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» касается уточнения процедуры участия образовательных организаций в мероприятиях по обучению отдельных категорий граждан, когда работодатель одновременно является организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и оказывающей образовательные услуги участнику мероприятий.
В этом случае обеспечение занятости обучаемых граждан осуществляется на основании двухстороннего договора между участником мероприятий и работодателем, предусматривающего обязательства, связанные с трудоустройством. Кроме того, устанавливается конкретный срок предоставления отчета по результатам использования субсидии – в течение 25 рабочих дней по окончании соответствующего финансового года.
Кроме того, проектом постановления Правительства РФ «О внесении изменений в государственную программу РФ «Содействие занятости населения» предлагается изложить в новой редакции раздел I паспорта государственной программы РФ «Содействие занятости населения», где излагаются приоритеты и цели государственной политики. Так, в данный раздел вводится оценка текущего состояния сферы содействия занятости населения с учетом последствий, вызванных пандемией, и принятых мер для минимизации этих последствий, а в числе приоритетов называется создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду.
В рамках госпрограммы запланированы мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан; мероприятия по повышению эффективности службы занятости населения; мероприятия по содействию работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов; мероприятия по развитию системы профессиональных квалификаций; развитие и расширение функционала портала «Работа в России».
Стимулировать к трудоустройству безработных граждан
Об этом говорится в проекте постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации в 2021 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан». Так, предлагается расширить категории граждан, в связи с трудоустройством которых, предоставляется субсидия. Предлагается давать субсидию в отношении граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных граждан на 1 июля 2021 г. (сейчас – на 1 января 2021 года) или зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных граждан и относящихся к категории инвалидов, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, граждан, завершивших в 2020 году обучение по основным образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования.
Также предлагается при оценке результата предоставления субсидии при сохранении не менее 80% численности трудоустроенных безработных граждан не учитывать трудоустроенных безработных граждан, которые в дальнейшем уволились по собственной инициативе.
Члены РТК согласились с проектом постановления.
Допустимая доля иностранных работников в 2022 году
Так, проектом постановления Правительства РФ «Об установлении на 2022 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» предлагается установить допустимую долю иностранных работников в отдельных видах экономической деятельности. В их числе – выращивание овощей (50% общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами данного вида деятельности); лесоводство и лесозаготовки (50%); обработка древесины (50%); строительство (80%); деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (24%); деятельность автомобильного грузового транспорта (24%); деятельность по обслуживанию зданий и территорий (70%).
Также проектом постановления предусмотрены исключения для отельных субъектов РФ в применении допустимой доли иностранных работников в отдельных видах экономической деятельности.
– В целом члены РТК поддержали проект постановления, – говорит Светлана Колганова. – Одновременно органам исполнительной власти субъектов РФ предложено в течение месяца после принятия данного постановления с привлечением отраслевых объединений работодателей и территориальных организаций профсоюзов рассмотреть на заседаниях региональных трехсторонних комиссий вопрос необходимости установления допустимой доли иностранных работников на 2023 год и направить протоколы таких заседаний в Минтруд России, а ведомству – направить обобщенную информацию о рассмотрении вопроса о допустимой доли на заседаниях региональных трехсторонних комиссий в РТК для информации.
В ходе обсуждения проекта стороны РТК отметили отсутствие объективных данных о количестве привлекаемых иностранных граждан российскими судовладельцами для работы в качестве членов экипажей судов, плавающих под российским флагом, сбор которых находится в ведении МВД России; отсутствие нормативного правового акта, утверждающего Порядок оформления и выдачи заключения о привлечении и использовании иностранных работников в составе экипажей российских морских судов, разработка которого находится в ведении Минтранса России.
В связи с этим Минтруду России предложено совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках подготовки проекта постановления на 2023 год провести консультации с представителями Общероссийской ассоциации профсоюзов «Федерация профсоюзов работников морского транспорта» и с участием Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства».
Кроме того, МВД России предложено представить информацию о численности иностранных граждан в разрезе стран их исхода и видов экономической деятельности, в которых они осуществляют трудовую деятельность.
Предельно допустимые нагрузки для женщин
Последним рассматривался проект постановления Правительства РФ «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. № 105».
– Документом предлагается признать утратившим силу постановление Правительства РФ от 06.02.1993 № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную», – объясняет эксперт по правовым РПСМ Светлана Колганова. – Регулирование должен заменить разработанный Минтрудом России проект приказа Минтруда России «Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную». Члены РТК согласились с проектом постановления.
Наверх