27.10.2021

Почему важна психологическая безопасность на работе

Психологическая безопасность – обстановка, в которой работают самые эффективные команды. Другими словами, это – уверенность в том, что за ошибку не наступят негативные последствия. Не бояться идти на умеренный риск, высказывать свое мнение и проявлять изобретательность – то поведение, которое может привести к успеху и выдающимся достижениям. Известно, что формируя чувство психологической безопасности в коллективе, можно рассчитывать на более высокий уровень вовлеченности работников, повышение мотивации в решении сложных задач, стремление к улучшению профессионального уровня и высокой производительности.

Рабочая среда

С научной точки зрения, мозг воспринимает вызов со стороны руководителя как угрожающую ситуацию. Миндалевидное тело в мозгу запускает реакцию «бей или беги», захватывая высшие мозговые центры. И если в жизненно важных ситуациях она может спасти, то стратегическому мышлению, скорее, мешает, а оно сегодня необходимо на рабочем месте. 

С другой стороны, исследования Университета Северной Каролины показали, что положительные эмоции, такие как доверие, здоровое любопытство, уверенность и вдохновение, помогают создавать психологические, социальные и физические ресурсы. Следовательно, люди становятся более открытыми, стойкими и мотивированными, когда чувствуют себя в безопасности. От этого улучшается и настроение, и когнитивные процессы, лежащие в основе творческого мышления.

Когда рабочая обстановка требует серьезной самоотдачи, но не является угрожающей, в коллективе может установиться и процветать доверительное поведение, что является огромным фактором успеха командной деятельности. Фактически, руководители способны обеспечить психологическую безопасность, создав правильный климат, образ мышления и поведения в своих коллективах. 

В море 

В частности, там, где деятельность сопряжена с высоким риском, например, в море, очень часто специалистам приходится принимать решения в сжатые сроки, работать с недостающей информацией, сталкиваться с нечетко поставленными задачами и даже в непредсказуемых условиях. Иногда иерархическая структура таких коллективов может указывать на то, что работники более низкого ранга неохотно делятся профессиональным мнением и высказывают сомнения. Неудивительно, что многие катастрофы происходят по причине нежелания высказаться даже перед лицом явной опасности. 

Капитан Ханс Хедерстрем отмечает, что руководители должны понимать, что усиление регулирования и контроля не сделает отрасль более безопасной. Для повышения показателей безопасности нужно развивать лидерские навыки, чтобы создавать доверительную обстановку и психологическую безопасность в коллективе. В такой обстановке члены экипажа, занимающие более низкую должность, не станут бояться проявлять настойчивость и подвергать сомнению решения и действия начальства. Чтобы создать безопасное рабочее место, необходимо выявлять ошибки и сообщать о них вышестоящим руководителям.

Если возник конфликт

Чтобы повысить уровень психологической безопасности в коллективе при возникновении конфликта нужно стараться не провоцировать реакцию «бей или беги». Вместо этого лучше задаться вопросом – как разрешить проблему. Огромную роль в этом процессе играет признание глубоких общечеловеческих потребностей, таких как уважение, компетентность, социальный статус и независимость. Даже в самых острых ситуациях крайне важно помнить, что другая сторона – обычный человек со своими убеждениями, мнением, надеждами и тревогами. Это естественным образом вызывает доверие и способствует позитивному настрою.

Кроме того, планируя непростой разговор, лучше продумать, какой может быть реакция  визави. Например, иногда требуется собрать конкретные доказательства, чтобы подкрепить свое мнение. Способность взглянуть на конфликт со стороны и заметить собственные слабые места даст возможность переосмыслить доводы.

Обвинения и критика только обострят конфликт, они автоматически вызывают защитную реакцию, поэтому оппонент может уйти от разговора. Альтернатива обвинению –  вопросы. Немаловажно поинтересоваться ответной реакцией – узнать правильно ли оппонент все понял. К слову, так можно обнаружить пробелы в собственных коммуникативных способностях.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что в последнее время отрасль уделяет большое внимание психологическому климату на судах. «За последние годы удалось добиться значительных успехов в повышении осведомленности в сфере благосостояния экипажей, в то время как проблемы психологического характера все еще требуют серьезного рассмотрения. Способность противостоять стрессу, негативным эмоциям, эффективно взаимодействовать с коллегами и принимать решения напрямую зависят от эмоционального состояния, поэтому морякам во время рейса крайне важно самостоятельно следить за своим здоровьем, уделять внимание общению с коллегами и по возможности что-то делать вместе, например, обсудить книгу или фильм», – говорят в РПСМ. 

Источник safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ; фото imo.org


↑ 

Наверх