РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Недавно храбрая девушка-кадет обнародовала свой ужасный опыт сексуального насилия, которое она пережила на борту судна, пока получала образование в Академии торгового флота США. Инцидент и ответ на него навлекает позор на судоходную отрасль и обращает особое внимание на срочную необходимость искоренения насилия на рабочем месте. В Международной федерации транспортников (МФТ) считают, что эта проблема требует решительных действий со стороны работодателей, работников и правительств, поскольку ответственность за обеспечение безопасности моряков, и, в частности, работающих в море женщин, лежит на всех, и призывают вплотную заняться ее решением.
Отметим, что об инциденте, который всколыхнул судоходную отрасль, стало известно из поста в интернете. Он произошел на борту судна Maersk, пока будущая морячка отрабатывала свой год в море в 2019 году. Так, 19-летняя девушка, ранее не имевшая близости с мужчинами, была жестоко изнасилована вторым механиком во время своего первого практикантского рейса, в котором она была вместе с однокурсником.
По ее признанию, перед рейсом девушка была очень счастлива, что наконец будет работать на настоящем судне. Однако работая в машинном отделении, она быстро начала замечать разницу в том, как обращались с мужчинами и как – с ней. «Там я была единственной девушкой, – рассказала она. – Мой сокурсник также являлся курсантом-машинистом и моим хорошим другом, и было очевидно, что механики относились к нему иначе, чем ко мне».
Пострадавшая рассказала, что с первого дня 60-летний второй механик часто отпускал уничижительные комментарии о женщинах. Еще в начале рейса он сказал: «Ты должна знать свое место, его здесь нет. Место женщины – в доме». Другие офицеры тоже отпускали подобные замечания, и в целом атмосфера была нездоровой.
Примерно через полтора месяца судно зашло в порт, где моряки набрали много алкоголя. Четыре офицера сначала пили в кают-компании, потом продолжили в каюте второго механика. Кадетов тоже решили напоить. Девушка была против, так как вообще не употребляла алкоголя, но ее непосредственное начальство оказалось очень настойчивым. Пить пришлось всем. Сокурсника девушки стошнило прямо на месте, после чего его сопроводили в его каюту. Девушке также стало плохо, третий механик вместе со вторым провели ее в каюту. Третий механик предложил прямо в одежде посадить девушку под душ, чтобы ей полегчало. А дальше было утро: она проснулась без одежды, мокрая, в крови, в жутком похмелье, все вещи были разбросаны по каюте, тело болело. По самочувствию девушка поняла, что ее жестоко изнасиловали. «Я не помню этого, но я знаю, что это произошло, и знаю, что это сделал второй механик», – заявила пострадавшая.
О случившемся она рассказала только своему сокурснику, а остальным побоялась, так как посчитала, что никто не станет ее слушать. Второй механик сначала отрицал произошедшее, а затем стал угрожать и утверждать, что ей никто не поверит. 50 дней до конца контракта после случившегося на судне казались ей настоящим адом – она понимала, что все знают о том случае, но молчат, и защиты у нее нет. Единственным, кто ее как-то поддерживал, был сокурсник – он старался не оставлять девушку наедине с обидчиком даже на рабочем месте.
После обнародования этой информации A.P. Møller–Mærsk начала независимое расследование. Собственное расследование также инициировала Морская администрация Министерства транспорта США. Однако, как считают в МФТ, нельзя останавливаться только на этом.
Политика требует действий
– К сожалению, это не изолированный инцидент, а реальность для многих моряков, как мужчин, так и женщин, вне зависимости от флага и компании, – отметила Лена Дайринг, представитель секции моряков МФТ по делам женщин. – Мы знаем, что опыт женщин в судоходной отрасли, как на берегу, так и на море, не соответствует лучшим намерениям, заложенным в политике. Многие девушки-стажеры действительно получают большую поддержку во время прохождения обучения на берегу, в том числе в качестве части программы наставничества. Тем не менее очень часто женщины страдают от домогательств и издевательств. Слишком многие встречаются с дискриминацией на рабочем месте, а в худших случаях – с насилием.
Лена Дайринг отметила, что все в морской отрасли ответственны за то, чтобы изменить культуру, в которой сегодня доминируют мужчины, и устранить препятствия и барьеры, с которыми в индустрии сталкиваются женщины. Она также рассказала, что после недавнего заявления, в котором МФТ подвергла осуждению нападение на женщину-инспектора МФТ, она получила письмо от морячки, которое содержало сильное послание к отрасли.
Так, в своем послании женщина утверждает: «Насилие – не единственная причина, почему морская отрасль не может удержать больше женщин. Индустрия пронизана плохим отношением и восприятием по отношению к трудоустроенным или проходящим обучение девушкам, кумовством, недостатком карьерного роста (женщины часто воспринимаются как неспособные выполнять работу, их обходят при повышении мужчины, обычно младшего возраста, у них меньше возможностей, перспектив трудоустройства и развития карьеры и т. д.)».
Как представитель секции моряков МФТ по делам женщин Лена Дайринг соглашается с морячкой, что привлечение и удержание девушек в профессии будет требовать большего, чем просто борьба с виновниками насилия.
– Она абсолютно права в том, что позитивный вклад женщин в море должен прославляться и профилироваться. Вместе мы можем сделать карьеру в море безопасной для всех, включая женщин, чтобы все моряки могли двигаться вперед и полностью реализовать свой потенциал.
Отмечается, что по данным Международной палаты судоходства и BIMCO, в 2020 году женщины составили только 1,28% от числа тружеников флота во всем мире, и только 0.73% командного состава. Круизный и паромный секторы были основными работодателями для женщин-моряков, однако пандемия серьезно повлияла на первый из них, поэтому многие девушки, работавшие на круизных судах, рассматривают возможность возвращения в море через грузовой сектор, где соотношение мужчин и женщин составляет практически 20:1.
Как подчеркнули в МФТ, судоходству нужны женщины. Однако их необходимо уважать и ценить, а также обеспечить безопасность в профессии моряка.
Поведение и культуру нужно менять ради женщин в море
На протяжении многих лет индустрия при поддержке таких сил, как Международная организация труда (ILO), работала над тем, чтобы увеличить число женщин в морской отрасли, в том числе на лидерских позициях. Это хорошие намерения, однако чтобы добиться значимого прогресса, условия на судне должны быть инклюзивными для женщин. Для этого, в частности, необходима соответствующая информационная подготовка мужчин-моряков и их активное сотрудничество, установление официальных сетей поддержки специалисток-женщин, а также наличие конфиденциальных путей, через которые моряки могут выражать обеспокоенность ситуациями, которые будут быстро расследоваться и разрешаться. Непозволительное поведение должно быть немедленно принято во внимание и остановлено.
МФТ в скором времени опубликует собственные материалы по поддержке женщин в море, которые, в частности, будут включать руководство для моряков по правам на безопасное, здоровое и свободное от насилия рабочее место. Это также созвучно с тем, что Федерация поддерживает ратификацию Конвенции МОТ № 190 национальными правительствами. Отмечается, что C190 ясно говорит о праве работников на свободу от гендерного насилия и домогательств в сфере труда.
МФТ к индустрии: активизируйтесь и соответствуйте ее храбрости своими действиями
Чтобы отрасль начала содействовать разнообразию, инклюзивности и одинаково приветствовать моряков любого гендера, необходимо участие всех сторон судоходного сектора. «Мы знаем, что рабочие места, где приветствуется многообразие и получают применение все наши таланты, более сильные и здоровые», – отметили в МФТ.
Глобальная семья профсоюзов МФТ выразила благодарность смелой морячке за то, что она рассказала о своем ужасном опыте, поскольку это делает важную проблему более видимой. Справедливое негодование, которое спровоцировало ее свидетельство, может способствовать движению к более безопасной, инклюзивной отрасли для женщин и девочек, которые хотят строить карьеру в море.
«Настоятельно необходимо, чтобы все мы ответили на храбрость этой морячки своими действиями, – отмечают в МФТ. – Судоходная отрасль должна наращивать усилия, чтобы стали возможными изменения. Реальные перемены требуют настоящей приверженности. МФТ готова сыграть свою роль любым доступным ей способом».
Российский профессиональный союз моряков солидарен с позицией Федерации и подчеркивает, что любое насилие – физическое или психологическое – на борту недопустимо, и каждый работник имеет право на безопасные условия труда, вне зависимости от своего пола и других особенностей.
По материалам МФТ и Seafarers Journal
Наверх