РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Пандемия Covid-19 больно ударила по судоходной отрасли: моряки подолгу вынуждены были оставаться на борту судов, не могли присоединиться к экипажам и сменить коллег, не хватало контейнеров. Наряду с этими проблемами сегодня возникают трудности с набором кадров: из-за коронавируса очное обучение, как и смена, стали трудноосуществимыми. В результате некоторые компании, чтобы найти перспективных моряков и бороться с дефицитом работников, начали обращаться к онлайн-курсам. Они предоставляют платформу, на которой специалисты могут повышать свою квалификацию, даже не имея возможности подняться на борт, а также создают учебную среду для тех, кто хочет работать в море. Среди преимуществ также – гибкий график занятий, возможность выбирать удобное время для обучения, следить за достижениями и оценивать достигнутый прогресс, что повышает эффективность занятий. Найджел Клив, старший консультант компании-провайдера морских учебных программ OneLearn Global, в качестве примера рассказал об учебных курсах, которые предлагает их компания и о том, как в них учитываются интересы нового поколения.
Covid-19: рост распространения цифровизации
Пандемия стала катализатором перехода к цифровым технологиям: собрания и встречи перешли в виртуальный формат, многие сотрудники ушли на «удаленку». Широкое распространение получило и дистанционное обучение, появились новые и модернизировались уже существующие технологии, позволяющие получать знания и работать в условиях ограничений, налагаемых пандемией. Не стала исключением и судоходная отрасль.
Внедрение дистанционного обучения в ней не только соответствует требованиям будущего, более ориентированного на цифровые технологии, но также открывает новые возможности для отрасли. «Обучаться дистанционно намного проще. Сегодня появляется все больше тренингов и курсов, которые моряки проходят онлайн перед посадкой на судно, потому что владельцы и менеджеры хотят, чтобы экипажи прошли подготовку перед выходом в рейс. Обычно моряки проходили их уже на борту, но я думаю, работодателям больше нравится, когда люди попадают на борт уже подготовленными», – отметил Клив.
С увеличением доступности Wi-Fi на судах у моряков в рейсе появляется больше возможностей проходить обучение «без отрыва от производства», а также заранее загружать необходимый контент, чтобы обучаться по гибкому графику без привязки к конкретному времени.
Что охватывают курсы?
Курсы, о которых рассказал Найджел Клив, представлены в форме коротких уроков, которые могут оценить не только совсем молодые моряки, но и те, кто не имеет возможности или желания часами сидеть на очных занятиях: «Мы разрабатывали их, ориентируясь на поколение Z и миллениалов, потому что они – будущее отрасли. Учитывали, как они думают и видят процесс обучения, и в итоге сократили длительность модуля до всего 15–20 минут. Если курс объемный, и сокращать его нельзя, то мы делим его на две или три части такой длительности. При наличии мобильного телефона пользователи могут проходить обучение в любое время и в любом месте. Мы постарались сделать процесс обучения настолько гибким, насколько это возможно».
Существуют как курсы для тех, кто только начинает работать в торговом флоте, которые охватывают темы первой помощи, пожарной безопасности и общих навыков, так и предназначенные для опытных мореходов об управлении потоками людей, подготовке экипажа и судна к соответствию протоколам Covid-19 и охране судна. Такой широкий диапазон позволяет не только развивать свои знания тем, кто еще открывает для себя морскую карьеру, но и дает возможность отточить свои навыки бывалым специалистам.
«Мы видим две группы работников: одни не могут сойти с судна, другие – попасть на него, – объясняет Найджел Клив. – Соответственно появятся, как мы это называем, «заржавевшие» моряки, которые не смогли подняться на борт. Курсы помогут им соответствовать требованиям, предъявляемым к их квалификации, пока они ждут на берегу возможности попасть на судно. Они будут иметь возможность продолжать обучение, что, надеюсь, поможет им оставаться в форме.
Удобный формат представления материала
Важно, чтобы обучение было не только полезным, но и комфортным. Вопросу о том, как этого добиться, в частности, было посвящено исследование Британской международной издательской и образовательной компании Pearson. Так, она провела опрос, в котором приняли участие 2588 жителей США в возрасте от 14 до 40 лет, чтобы выяснить установки, отношение, предпочтения и модели поведения, связанные с применением технологий в образовании. Результаты показали, что 32% представителей поколения Z (в возрасте 14–23 лет) предпочитают онлайн-курсы с видеолекциями, а 25% удобнее иметь дело с текстовой информацией. Также 59% представителей поколения Z предпочитают учиться, просматривая видео.
Не менее важен и внешний вид контента, в том числе его цветовое оформление. Например, исследование, проведенное маркетинговым и PR-агентством Zen Media, показало, что зеленый воплощает собой естественную, органичную атмосферу, а также является одним из самых приятных для глаз цветом, рождающим ощущение спокойствия, удачи и развития.
Содействовать устранению дефицита квалифицированных кадров
Как и во многих других отраслях, проблемой привлечения молодых сотрудников занимаются как руководители, так и отдел кадров. Различные курсы призваны не только помочь действующим морякам в обучении и карьерном росте, но также поощрить и поддержать тех, кто делает первые шаги.
«Мы должны попытаться привлечь молодых людей в отрасль, – считает Найджел Клив. – В настоящее время многие организации обсуждают проблему будущей нехватки офицерского состава. Нам нужно облегчить им жизнь и привлечь молодые таланты, потому что судоходство – отличное место для работы. Но надо сделать индустрию привлекательной со всех сторон, и начать необходимо с обучения. Мы должны показать потенциальным курсантам, что работа в море открывает отличные карьерные перспективы».
Российский профессиональный союз подчеркивает, что трудные времена пандемии требуют новых решений в том числе в вопросах образования. Ведь качественное обучение является краеугольным камнем морской отрасли, поскольку от него зависит уровень специалистов, трудящимся в торговом флоте, а от них в свою очередь – грамотное управление и безопасность судна.
По материалам ship-technology.com, фотография – МОТ
Наверх