РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Исторически сложилось, что активность пиратов в Гвинейском заливе возрастает в сухой сезон, который обычно длится с октября по апрель. И именно теперь этот период года может стать поворотным моментом в борьбе с разбоем на море: отличие от всех предыдущих лет заключается в том, что Нигерия развернула обширный антипиратский комплекс мер, а в составе как минимум двух международных военно-морских сил задействованы вертолетоносцы. Параллельно с неуклонным ростом числа стран, подписавших Декларацию о борьбе с пиратством в Гвинейском заливе, все больше заинтересованных сторон призывают перейти от слов к делу. В Балтийском и Международном морском совете (BIMCO) считают, что сегодня в Гвинейском заливе складывается самая благоприятная за последние годы ситуация для успешной борьбы с пиратством. Но останавливаться нельзя, говорит глава отдела морской безопасности BIMCO Якоб Ларсен.
Нигерия на правильном пути
Действительно, региональные государства активизировали антипиратскую деятельность, особенно Нигерия. Страна вложила значительные средства в обеспечение морской безопасности, а 16 июня текущего года президент Мухаммаду Бухари официально учредил Комплексное структурное подразделение по национальной безопасности и защите водных путей Агентства морской администрации и безопасности Нигерии (NIMASA).
Говоря о принятых мерах, нельзя не сказать о Deep Blue – инфраструктурном проекте, который включает два корабля и три вертолета специального назначения, два легких патрульных самолета и четыре беспилотных летательных аппарата для патрулирования пиратоопасного региона и предотвращения атак на торговые суда. К этому можно добавить 16 быстроходных катеров-перехватчиков и 17 бронированных кораблей, а также более 300 специально обученных людей для обеспечения безопасности на море.
– Все это – впечатляющий комплекс новых военно-морских мощностей, и мы надеемся, что он положительно повлияет на ситуацию в регионе, – говорит Ларсен. – Чтобы обеспечить бесперебойное финансирование Deep Blue, техническое обслуживание проекта и подготовку личного состава еще потребуются серьезные усилия. Успешная реализация программы будет показателем способности правительства Нигерии противодействовать угрозам безопасности.
Антипиратские миссии в Гвинейском заливе
В течение приближающегося пикового сезона активности пиратов в зоне действий, которая простирается примерно на 250 морских миль от Дельты Нигера, будут присутствовать не только специалисты из Нигерии. Военно-морские силы нескольких стран, включая Данию, Францию, Италию, Португалию, Испанию, Великобританию и США, тоже участвуют в операциях по обеспечению безопасности в этом районе плавания. Обобщенная формулировка охватывает все – от поддержки судов под флагами этих стран до военных учений, технической поддержки местных военно-морских сил и дипломатической деятельности в прибрежных государствах региона. Страны Гвинейского залива приветствуют любую подобную помощь, тем не менее, отмечается, что только Италия и Дания четко обозначили, что их миссии – это операции по борьбе с пиратством.
– Обе страны разместили в регионе боеспособные военные корабли с отличными мореходными характеристиками и вооруженными вертолетами на борту. Это действительно интересное развитие событий, и BIMCO с января 2019 года неоднократно призывала страны именно к такому участию в антипиратской деятельности, – отмечает Ларсен. – Сейчас этот призыв находит поддержку у большего количества заинтересованных сторон, подписавших Декларацию о борьбе с пиратством в Гвинейском заливе.
Поддержка важна, поскольку большинство аналитиков считают, что ситуация с безопасностью в регионе в сущности не меняется уже много лет и по-прежнему представляет проблему не только для торгового флота, но и для самой Нигерии и соседних с ней стран.
– Важно, чтобы национальная гордость не мешала эффективной деятельности правоохранительных органов. Не менее необходимо, чтобы иностранным военно-морским силам была предоставлена максимальная свобода планирования и выполнения своих операций, чтобы их не ограничивали определенными районами, иначе их местоположение будет известно преступникам заранее, – считает Ларсен.
Пиратов – под суд
Для предотвращения любого вида преступлений требуется эффективная сдерживающая сила. Ее ключевым элементом является вынесение приговора, то есть нужно доводить до конца судебное преследование преступников. В этом плане в 2021 году в Нигерии и Того произошли знаковые события: в обеих странах под следствием оказались пиратские банды и им были вынесены обвинительные приговоры. Это стало возможным благодаря целенаправленным усилиям правительств двух стран при участии Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН). Вместе они организовывали семинары по разработке необходимых законов и способствовали обучению сотрудников правоохранительных органов, прокуроров, адвокатов и судей.
Однако остается один очень важный момент, который еще важно проработать. Речь идет о передаче подозреваемых в пиратстве между различными юрисдикциями. УНП ООН продолжает сотрудничать со странами Гвинейского залива в разработке правовой базы и, похоже, эти усилия имеют значительный успех. Но соглашения о передаче преступников между региональными прибрежными государствами и нерегиональными странами, чьи ВМС выполняют миссии в зоне действий, все еще находятся на стадии разработки.
– В нынешней ситуации, когда в Гвинейском заливе присутствуют иностранные военно-морские силы, оснащенные всем необходимым для успешного преследования и поимки пиратов, соглашение о передаче преступников выглядит как очевидная необходимость, – считает Ларсен.
Тем более что типовые формы таких документов уже наработаны. Они создавались Контактной группой по борьбе с пиратством у берегов Сомали и с легкостью могут использоваться в Гвинейском заливе.
– Достижение договоренностей о передаче подозреваемых в пиратстве между региональными и нерегиональными государствами будет иметь ключевое значение в борьбе с разбоем на море, – говорит Ларсен.
По его мнению, отсутствие таких договоренностей может снизить интерес нерегиональных военных миссий к аресту пиратов и привести к возникновению такой же ситуации, как в Сомали до того, как было заключено соглашение о передаче преступников. Тогда военные либо прогоняли пиратов, оставляя все их имущество в целости и сохранности, либо забирали у них оружие и отпускали.
В этой связи можно привести в пример инцидент, произошедший 25 октября 2021 года: силами российских ВМС удалось предотвратить захват контейнеровоза MSC Lucia под флагом Панамы, на борт которого примерно в 140 морских милях от Дельты Нигера высадилась группа пиратов. «Мы чрезвычайно благодарны ВМФ России за спасение экипажа MSC Lucia. Каждый раз, когда удается помешать пиратам осуществить их преступный замысел, мы делаем шаг в сторону искоренения преступности на море. Ранее в этом году ВМС Италии аналогичным образом предотвратили нападения пиратов, – отмечает Ларсен. – Нет никаких сомнений в том, что даже срыв нападения – намного лучше, чем бездействие. Перед морским сообществом не стоит задач – поймать всех пиратов Дельты Нигера, нужно убедить их, что пиратство – невыгодная затея».
С приближением пика сезона пиратства судоходная отрасль не должна забывать о своей ответственности по защите моряков. BIMCO рекомендует всем судам, работающим в Гвинейском заливе, неукоснительно следовать «Наиболее эффективным методам сдерживания пиратства и укрепления безопасности на море у берегов Западной Африки, включая Гвинейский залив» (BMP WA).
– Выполнение рекомендаций и проведение самой тщательной оценки рисков безопасности, без сомнения, значительно снизит угрозу, – заключает Ларсен.
– Принятие соглашения о передаче преступников в Гвинейском заливе назрело давно, – говорят в Российском профсоюзе моряков. – Однако еще более важно – будет ли оно работать, начнут ли власти стран преследовать преступников. Об этом мы сможем судить, когда количество нападений на суда значительно сократится, и моряки, наконец, смогут спокойно работать в любом регионе, без опасений попасть в плен.
Источник: maritime-executive.com; перевод ЦИА РПСМ
Наверх