17.11.2021

Общество не справляется с охраной здоровья женщин

В этом уверена доктор Энн Джаррис из Сиэтла (штат Вашингтон, США). Она более 15 лет занимается врачебной практикой в городских медицинских организациях, в том числе удаленно на море. Энн Джаррис отмечает, что историй с изнасилованиями подобно той, что произошла с 19-летней девушкой-кадетом на судне известного контейнерного перевозчика и прогремела в октябре этого года, немало. 

– Будучи врачом по оказанию неотложной медицинской помощи, я изо дня в день сталкиваюсь с неспособностью нашего общества обеспечить охрану здоровья и безопасность женщин, – говорит она. – К сожалению, поддержка переживших сексуальное насилие отсутствует даже в крупных городских районах, поэтому история кадета меня не удивила, впрочем, как и реакция отрасли, которую можно описать двумя словами – неловкость и нерешительность. Насилие в отношении женщин – это катастрофа в области охраны общественного здоровья, с которой общество не справляется.

Две проблемы 

В морской отрасли есть проблемы – с культурой поведения и охраной здоровья.

Домогательства и притеснения, словесные оскорбления и запугивания трудно измерить количественно. Тем не менее, согласно неофициальным данным, эти явления широко распространены в отрасли. Люди испытывают естественную неловкость при разговорах о сексуальном насилии, а отсутствие нормального обсуждения не дает возможности для вмешательства. 

– Может быть, история кадета подстегнет отрасль к действиям и заставит изменить ситуацию прямо сейчас, – продолжает Джаррис. – Хотелось бы, чтобы она стала таким же поворотным моментом, как в свое время катастрофа пассажирского лайнера Titanic – событие, которое многие предвидели, но не предотвратили. После гибели судна и людей отрасль разработала Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море –  хорошо продуманный и аргументированный комплекс мер, совершивший революцию в вопросах безопасности. Нет причин, по которым нельзя было бы использовать аналогичный подход для выработки регламентирующих процедур с целью предотвращения сексуального насилия в отрасли.

Она добавляет, что существует медицинский компонент сексуального насилия: оценка физической травмы, постконтактная профилактика и сбор судебно-медицинских доказательств – все это можно легко документировать и использовать. Системы защиты и поддержки жертв насилия помогают справиться с психическими проблемами. Морские медицинские консультанты могут дать рекомендации по профилактике, оценке и лечению. 

– Если рассматривать сексуальное насилие на море в контексте охраны здоровья, то здесь в первую очередь важны просветительская работа и профилактика, – добавляет Джаррис. – Меры, которые для этого будут предприниматься, должны исходить «сверху», ведь изменения в культуре не могут внедряться снизу вверх. Неприемлемое поведение должно определяться и исправляться вышестоящими органами и руководителями. 

Угроза безопасности 

Каждый моряк знает, что правила безопасности написаны кровью. Сексуальное насилие представляет собой такую же угрозу безопасности, как и любое другое. 

В общих интересах внедрять политику и процедуры, которые предотвратят домогательства, тем более что сейчас достаточно материалов на эту тему. Доктор Энн Джаррис предлагает начать с простых шагов. Так, можно изучить Руководство по наилучшим методам  предотвращения сексуального насилия и сексуальных домогательств в торговом флоте США. В нем содержатся ресурсы, с помощью которых можно разработать эффективную политику противодействия сексуальному преследованию.

Что делать 

– Развивать культуру нетерпимости к насилию, преследованиям и запугиваниям – важная работа, – говорит она. – Нужно объяснять сотрудникам, что такое «эффект свидетеля», когда оказавшись свидетелем чрезвычайной ситуации, люди не пытаются помочь пострадавшим, и ознакомить их с инструкциями, следуя которым можно вмешаться и не допустить запугивание или преследование. В такой ситуации, например, можно потребовать приостановки работ до тех пор, пока безопасная среда не восстановится. Также важно убедиться, что офицер, выполняющий на борту роль судового врача, знает, что делать в случае сексуального насилия, а судовая медицинская аптечка должным образом укомплектована лекарствами для постконтактной профилактики. 

Доктор Энн Джаррис советует проводить регулярные опросы сотрудников, чтобы понимать, что они думают о культуре на борту и мерах по предотвращению домогательств и запугиваний. Количественная оценка проблемы – первый шаг к ее устранению, а регулярные опросы позволят собрать материал, на основе которого можно оценить успешность кампании. 

– Рабочая среда, допускающая запугивание или насилие, в той или иной степени затрагивает всех, кто находится на борту, и создает риски для безопасной эксплуатации судна, – говорит она. – Настало время разработать политику предотвращения сексуальных домогательств и повсеместно внедрять культуру нулевой терпимости к нападениям, ввести в действие обязательные инструктажи по предотвращению насилия и реагированию на них, а также разработать алгоритм действий для свидетелей преступлений. 

В Российском профсоюзе моряков добавляют, что решительный подход к формированию культуры борьбы с домогательствами в значительной степени поможет устранить проблему стигматизации жертв сексуального насилия и в конечном итоге сделает судоходную отрасль зоной, свободной от любых видов притеснений. 

К тому же в РПСМ подчеркивают, что ратификация Конвенции № 190  – важный шаг на пути к достижению безопасности: в ней сформулировано право на достоинство и уважение, а также труд без запугиваний. 

– Несмотря на то, что Правительство РФ пока не высказало желания подписать документ, российские профессиональные объединения продолжат играть важную роль по обеспечению ратификации Конвенции, закреплению ее в национальном законодательстве и внедрению на рабочих местах культуры нулевой терпимости к насилию, – говорят в РПСМ. 

Источник: maritime-executive.com; перевод ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх