РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Несмотря на то, что количество зарегистрированных случаев пиратства и вооруженных ограблений судов снизилось до рекордно низких показателей за последние десятилетия, уровень агрессии в отношении моряков остается высоким во многих регионах мира.
Так, по информации агентства TCI Africa/Eltvedt & O’Sullivan, в последнее время на якорной стоянке в Конакри (Гвинея) растет не только число нападений на суда с целью ограбления, но и повышается уровень насилия в отношении экипажей. Недавно представителя страхового клуба Gard вызвали на борт судна, где произошел неприятный инцидент: мало того, что грабители похитили деньги, мобильные телефоны и электроприборы, они жестоко избили моряков. Это серьезное напоминание, что современное пиратство представляет угрозу здоровья и жизни членов экипажей. После этого случая Gard рекомендовал всем судам, направляющимся в Гвинею, проявлять бдительность и избегать длительных стоянок на рейде Конакри.
Успокаиваться рано
В последнем глобальном отчете Центра сообщений Международного морского бюро (IMB PRC) за девять месяцев 2021 года говорится о 97 инцидентах морского пиратства и вооруженного разбоя против судов. Это самый низкий уровень зарегистрированных случаев с 1994 года. Для сравнения, за аналогичный отрезок времени прошлого года было зафиксировано 132 инцидента. Самым заметным стало сокращение происшествий в Гвинейском заливе. По сравнению с тем же периодом 2020 года в регионе за девять месяцев 2021 года на 40% снизилось количество пиратских нападений и вооруженных ограблений судов.
Тем не менее, судоходной отрасли не следует недооценивать ситуацию. Так, 25 октября 2021 года на борт контейнеровоза, находившегося примерно в 149 морских милях к юго-западу от Брасса (Нигерия) проникли преступники. Экипаж успел укрыться в цитадели – никто не пострадал, но пираты прихватили с собой ценное судовое имущество. Позже в тот же день и примерно в том же районе было совершено нападение на оффшорное судно снабжения.
Согласно имеющимся данным, обычно количество нападений в регионе сокращается в дождливый сезон, который длится с апреля по сентябрь. Например, 18 из 35 инцидентов, зарегистрированных IMB PRC в Нигерии в 2020 году, произошли в последнем квартале года. Следовательно, с улучшением погоды вероятность нападений возрастет, даже на значительном удалении от береговой линии.
Насилие продолжается
Несмотря на сокращение числа зарегистрированных инцидентов, IMB PRC предупреждает, что моряки должны сохранять бдительность – пираты проявляют серьезную агрессию в отношении членов экипажей. Центр сообщений Международного морского бюро подчеркивает, что за девять месяцев 2021 года пятеро человек подвергались угрозам, троих членов экипажей ранили, одного – убили.
Примечательно, что более 50% всех инцидентов в мире произошли с судами, стоявшими на якоре. Так, Кальяо в Перу уже много лет считается излюбленным местом для грабителей, и этот год, похоже, не стал исключением. После серии вооруженных ограблений судов в Манильском заливе (Филиппины) этот район признали представляющим угрозу для безопасности моряков. В докладе IMB PRC за январь-сентябрь 2021 года отмечается, что по числу инцидентов лидируют два порта в Гвинейском заливе – Конакри (Гвинея) и Луанда (Ангола).
Сохранять бдительность
Перед входом в любую зону, где процветает пиратство, важно пересматривать план защиты судна с учетом актуальной информации, проводить оценку рисков для конкретного рейса, инструктировать экипаж, а также тестировать судовые планы экстренной связи. Кроме того, следует принимать соответствующие превентивные меры, предусмотренные отраслевыми рекомендациями «Наиболее эффективные методы сдерживания пиратства и укрепления безопасности на море у берегов Западной Африки, включая Гвинейский залив» (BMP WA), BMP5 и «Глобальное руководство по борьбе с пиратством для компаний, капитанов и моряков».
В Российском профсоюзе моряков отмечают, что поскольку суда наиболее уязвимы во время стоянки, капитаны и члены экипажа должны проявлять особую бдительность в портах.
– Эффективное наблюдение считается наиболее действенным методом сдерживания непрошеных гостей: чем раньше экипаж заметит приближение подозрительных лодок, тем быстрее предпримет верные действия для отражения нападения, – говорят в РПСМ.
Источник: hellenicshippingnews.com; перевод ЦИА РПСМ; фото/kartologia.ru
Наверх