06.12.2021

BIMCO призывает к постоянному военному присутствию в Гвинейском заливе

После инцидента в Гвинейском заливе с участием датского фрегата Esben Snare и пиратского судна Балтийский и Международный морской совет (BIMCO) призвал все ВМС в регионе усилить давление на преступные группировки.

Напомним, 24 ноября датские военные зафиксировали активность пиратских быстроходных катеров в районе плавания грузовых судов. Фрегат пытался подойти к ним, однако по нему открыли огонь из пулеметов и автоматов. При этом, как выяснилось позже, перед тем, как пираты применили оружие, с корабля были сделаны предупредительные выстрелы. В новостных сводках говорилось, что к катерам в том числе подлетал вертолет Seahawk, поднятый с борта Esben Snare. По нему пираты, как утверждается, тоже стреляли, «не реагируя на требования остановиться». После этого военные открыли огонь на поражение, и в бой вступил отряд специального назначения. В результате один из катеров пиратов пошел на дно. Как минимум четверо пиратов, находившихся на нем, погибли. Остальные были захвачены и доставлены на фрегат. Датская пресса писала, что в ходе стрельбы с катеров корабль получил повреждения. 

По следам инцидента в Дании началось разбирательство относительно правильности выбранной тактики. В частности, отмечается, что будет установлен ущерб, нанесенный боевому кораблю и палубному вертолету, а также – пропорциональную ли силу применили военные,  и можно ли было избежать потопления катера с людьми.

Командование ВМС Дании объяснило, что Esbern Snare находился в Гвинейском заливе на задании. По словам официального представителя датских военно-морских сил, в водах залива постоянно находятся около 30 торговых судов, принадлежащих Дании, поэтому боевые корабли страны «препятствуют нападениям пиратов». При этом отмечалось, что в бой датчане вступили впервые за последнее время. Что еще примечательно, он состоялся ровно за сутки до того, как в ходе визита в Гану фрегат Esbern Snare должны были посетить представители делегации властей страны, включая премьер-министра Дании.

Тем не менее, после инцидента генеральный секретарь и исполнительный директор BIMCO Дэвид Лусли отметил, что «BIMCO благодарит военных за решительные действия по противодействию подозреваемым в пиратстве лицам в Гвинейском заливе». 

– Безусловно, гибель любого человека – трагедия, однако мы хотим обратить внимание на то, что датские спецподразделения, действовавшие в соответствии с международным правом, были вынуждены открыть огонь в качестве самообороны непосредственно по подозреваемым в пиратстве лицам, – отметил он. 

Руководитель службы безопасности на море BIMCO Якоб Ларсен добавил, что BIMCO надеется, что этот инцидент окажет сдерживающее влияние на деятельность пиратских группировок, планирующих нападения на суда в Гвинейском заливе: «Слишком долго преступным группировкам, базирующимся в дельте реки Нигер, позволялось практически беспрепятственно и безнаказанно действовать в восточной части залива». 

Отметим, что Дания – не единственная страна, которая приняла активное  участие в антипиратской деятельности в регионе. В ноябре 2020 года итальянский военный корабль предотвратил нападение пиратов на танкер, а в октябре 2021 года российские ВМС помешали преступникам, пытавшимся атаковать контейнеровоз. Многие страны поддержали эти усилия путем наращивания военного потенциала в регионе. В середине октября Великобритания объявила, что тоже направит военных в пиратскую зону.

По данным Международного морского бюро, Гвинейский залив продолжает представлять повышенную опасность для моряков: 32% всех зарегистрированных случаев пиратства в первой половине 2021 года произошло в этом регионе.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что для предотвращения любого вида преступлений требуется эффективная сдерживающая сила. Ее ключевым элементом является вынесение приговора, то есть доведение до конца судебного преследования преступников. Однако, как известно, сегодня отсутствует практика передачи подозреваемых в пиратстве между различными юрисдикциями. Однако с учетом присутствия в Гвинейском заливе ВМС разных стран необходимость наличия такого механизма давно назрела. При этом еще важнее – будет ли он работать, начнут ли власти стран преследовать преступников. 

– Об этом можно судить, когда моряки, наконец, смогут спокойно работать в любом регионе, без опасений попасть в плен, – говорят в РПСМ. 

По материалам topwar.ru, bolgrad.net, safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ




↑ 

Наверх