РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Инциденты на борту всегда опасны, но те из них, которые приводят к падению в море, часто приводят к непоправимым трагедиям. В ежемесячном бюллетене Международной Ассоциации морских подрядчиков (IMCA) Safety Flashes приводится разбор случая, когда моряк упал в воду во время установки трапа-сходни. К счастью, на нем был полный комплект СИЗ и спасательный жилет, поэтому обошлось без травм.
Что же пошло не так? Один член экипажа, матрос первого класса (AB1) сошел на берег, чтобы передать тросы трапа другому матросу (AB2), который оставался на борту. AB2 стал тянуть за тросы, не предупредив об этом AB1, чья нога в результате оказалась зажатой под трапом.
AB1 не мог поднять трап, чтобы освободить ногу. Поэтому он попросил AB2, находившегося на судне, поднять трап с его стороны. AB2 попытался помочь, но не смог поднять трап достаточно высоко для того, чтобы АВ1 мог высвободить ногу. Тогда он шагнул в сторону вместе с трапом и в этот момент потерял равновесие, поскользнулся и упал в воду.
IMCA отмечает, что эту нелепую случайность совершенно точно можно было предотвратить. Однако моряки совершили ряд ошибок.
В частности, матросы даже не сообщили команде мостика и капитану о том, что собираются устанавливать трап-сходни. Они устали и хотели как можно быстрее закончить работу, не прошли ни инструктаж по технике безопасности, ни даже «летучку» непосредственно перед тем, как приступить к делу. Отмечается, что для безопасного выполнения этой работы людей было недостаточно.
Также упавший за борт матрос во время установки трапа стоял на узком фальшборте, а значит, он должен был соблюдать правило трех точек соприкосновения с судном.
Кроме того, никто не остановил выполнение этой работы, хотя такая возможность была предусмотрена, и было очевидно, что процесс проходит без соблюдения надлежащих требований техники безопасности. Оценка рисков для установки трапа также не проводилась.
Из этой ситуации можно вынести несколько важных уроков. В первую очередь, проводить инструктаж по технике безопасности нужно перед выполнением любых работ, даже самых простых и обыденных на первый взгляд. Коммуникация между мостиком и палубой должна быть эффективной всегда, не только во время установки трапов.
Также важно проверять судовые процедуры, предусмотренные на случай установки трапов-сходен вручную, в том числе проводить оценку рисков. Для выполнения любой операции необходимо обеспечивать наличие достаточного количества рабочих рук – как непосредственно исполнителей, так и тех, кто должен контролировать их действия. Все они должны быть отдохнувшими.
В Российском профессиональном союзе моряков подчеркивают, что забота о безопасности – первостепенная задача на борту. Последствиями невнимательного отношения к процедурам могут быть как мелкие неприятности, так и происшествия, представляющие угрозу жизни для самого моряка и его коллег. Поэтому на борту всегда необходимо сохранять крайнюю бдительность.
По материалам Safety4Sea, фотография – Википедия
Наверх