17.12.2021

Safety4Sea исследовал благополучие моряков

Моряки – невидимые герои отрасли, на чьих плечах лежит снабжение всего мира сырьем, топливом, продуктами питания и промтоварами, включая жизненно важные медицинские поставки. В условиях пандемии Covid-19 они работают и живут на борту в непростых условиях, что не может не отражаться на их самочувствии и моральном состоянии. Чтобы понять, как текущее положение дел влияет на экипаж и чем можно улучшить условия труда на борту, во втором и третьем кварталах 2021 года информационный ресурс Safety4Sea провел глобальное исследование уровня благополучия моряков. Как тем из них, кто находился в рейсе, так и тем, кто был в отпуске на берегу, предложили заполнить анкету о том, как пандемия повлияла на условия их труда и быта.

Так, участников попросили ответить на вопросы, которые охватывают ключевые аспекты благополучия экипажа: физическое самочувствие; информирование по вопросам физического и психического здоровья, а также по теме Covid-19; факторы, оказавшие влияние на уровень благополучия во время пандемии; ее влияние в целом и уровень удовлетворенности. В опросе приняли участие в общей сложности 14 768 моряков, работающих на борту 1 241 судна. Большинство из них – выходцы из стран Азии и Европы, самое большое количество участников – филиппинцы, составившие 48%. Большое число респондентов родом из Украины, Греции и России.

Основные выводы исследования

– Несмотря на высокий уровень общей удовлетворенности моряков, пандемия оказала на них серьезное влияние. Участники опроса отметили как общее ухудшение состояния здоровья, так и упадок психологического состояния.

– Большинство участников считают, что их компании успешно справились с проблемой обеспечения членов экипажа достоверной и своевременной информацией о коронавирусе.

– Наиболее частыми жалобами моряков были плохой интернет и проблемы со связью.

– Большинство отметили необходимость психологической поддержки на борту и на берегу.

– Особое внимание было уделено способам улучшения психического, физического здоровья и социального благополучия (например, плановым собраниям для ознакомления с наиболее эффективными методами адаптации к трудным ситуациям, улучшению условий отдыха, более полноценному питанию, организации коллективного досуга в рейсе).

Что касается уровня удовлетворенности, исследование показало, что в этом отношении важную роль имеют возраст и тип судна. В целом мужчины более довольны своим положением на борту, чем женщины. Наиболее удовлетворены условиями на борту оказались филиппинцы, а индийцы напротив высказали наибольшее недовольство. Выше остальных оценивают свой общий уровень счастья моряки в возрасте от 16 до 25 лет, хуже всех себя чувствуют члены экипажа старше 60 лет. Если говорить о степени удовлетворенности в зависимости от специализации, то самые довольные – работники камбуза, за ними следуют сначала машинная, а потом и палубная команды. Кроме того, отмечается, что офицеры, похоже, менее удовлетворены своей работой, чем рядовой состав. Экипажи танкеров, как правило, довольнее остальных, а самые недовольные моряки работают на контейнеровозах. Команды газовозов можно считать наиболее счастливыми.  

Среднестатистически самый довольный моряк – это мужчина 36-45 лет, который работает буфетчиком на пассажирском судне, построенном от 6 до 10 лет назад. Самый недовольный –женщина 26-30 лет, занимающая должность вахтенного помощника на контейнеровозе, находящемся в эксплуатации от 11 до 15 лет.


Исследование также было направлено на то, чтобы уточнить основные проблемные области в вопросах благополучия на борту.

Так, значительное количество моряков отдельно подчеркнули, что недорогая связь или бесплатный интернет могли бы облегчить общение с оставшимися на берегу родными и близкими, что способно существенно улучшить качество жизни на борту. Также можно отметить, что опрос выявил повышенную озабоченность членов экипажей своим физическим и психическим здоровьем.

Многие респонденты считают нужным уделять больше внимания вопросам социализации на борту, создавать условия для повышения сплоченности коллектива и проведения различных мероприятий, которые способствуют неформальному общению. Это могут быть спортивные командные соревнования, барбекю, игры, караоке и пр. 

Также немало моряков не совсем довольны питанием и хотели бы, чтобы на борту было больше здоровой пищи, фруктов и овощей, а также условия для полноценного отдыха и эффективных занятий спортом.

Жалобы высказывались и в отношении проблем, связанных с человеческим фактором (повышение грамотности в вопросах психического здоровья, тренинги по стрессоустойчивости, консультации профессиональных психологов по вопросам ментального здоровья и др.) и системы медицинского обслуживания как в море, так и на берегу. Несколько респондентов обратили внимание на важность регулярного мониторинга компаниями состояния членов экипажа и их психического здоровья и предложили рассмотреть вопрос предоставления медицинской страховки для семей работников.

Окончание контрактов, репатриация и списание на берег – все эти вопросы оказались очень проблемными на фоне пандемии и кризиса смены экипажа. Многие респонденты признавались, что обстановка на борту стала очень напряженной: обычная головная боль из-за высокой температуры у одного может стать причиной серьезного беспокойства всего экипажа. Также многие из опрошенных хотели бы, чтобы вакцинировалась вся команда, а судно было полностью укомплектовано необходимыми средствами защиты от Covid-19 – масками для лица и медицинскими перчатками. Кроме того, моряки считают очень важным в течение рейса получать достоверную оперативную информацию о пандемии.

Также они затронули ряд проблем, которые можно отнести к вопросам Конвенции о труде в морском судоходстве. Речь идет о финансовой поддержке, включая дополнительные бонусы за труд в период пандемии, а также объемах работы и качестве и количестве еды/воды на борту.

В целом вопросы, касающиеся условий труда и быта на судне, решаются успешно – об этом свидетельствует Индекс благополучия экипажа (Crew Welfare Index), который остается на высоком уровне – 71,35%. Из исследования можно сделать общий вывод: несмотря на то, что различные проблемы (социальные, эмоциональные, физические, интеллектуальные и духовные), оказывающие влияние на общее благополучие моряков, в целом успешно разрешались, что подтверждает высокий уровень удовлетворенности условиями на борту, члены экипажей ощутили на себе отрицательное воздействие пандемии. Особенно это касается их психического здоровья, которое серьезно пострадало от неопределенности и больших нагрузок из-за постоянно продлевавшихся контрактов и невозможности репатриации.

Полностью с отчетом о благополучии портала Safety4Sea можно ознакомиться здесь.

Российский профессиональный союз моряков подчеркивает: крайне важно уделять внимание благополучию членов экипажей сейчас, во время пандемии. Многие судовладельцы уже высказали опасения, что текущая ситуация может привести к оттоку специалистов из отрасли. Это, в свою очередь, ставит под угрозу всю цепочку поставок.

По материалам safety4sea.com

↑ 

Наверх