РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
10 декабря исполнилось 73 года с тех пор, как Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека – выдающийся документ, провозглашающий неотъемлемые права и свободы, которыми наделен каждый человек в мире. В судоходном секторе, особенно уязвимом с точки зрения защиты прав человека, нарушения в этой области являются распространенной проблемой. Морская отрасль признает ее и пытается решать, однако Covid-19 добавил к хроническим проблемам новые поводы для беспокойства. На фоне роста озабоченности в отношении соблюдения прав человека на море, вызванного пандемией и увеличением количества мигрантов, пытающихся пересечь Ла-Манш, в прошлом месяце Палата лордов Великобритании инициировала анализ эффективности Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) и ее актуальности в XXI веке. Эксперты пытались определить, в какой степени UNCLOS адаптировалась к возникающим вызовам, таким как изменение климата и автоматизация, а также к концепции человеческой безопасности на море. Несмотря на некоторые проблемы, комиссия пришла к выводу, что UNCLOS все еще отвечает поставленным перед этим документом целям.
Одна из основных проблем UNCLOS, которые мешают эффективно защищать права человека на море, состоит в слишком широком спектре охватываемых ею сфер – от торговли людьми до плохих условий труда моряков и рыбаков на судах. Еще одну трудность представляет исключительная юрисдикция государства флага и тот факт, что ни одно государство не распространяет свою территориальную юрисдикцию на участки открытого моря – по этой причине зачастую просто некуда и некому сообщать о нарушениях прав человека.
– И если трагические случаи массовой гибели мигрантов, пытающихся по морю добраться до европейских стран, привлекают внимание средств массовой информации из-за политического аспекта проблемы, то масштабы необъяснимых смертей на море, таких как убийства наблюдателей за рыбопромысловой деятельностью, нередко остаются незамеченными, – заявила доктор София Галани, доцент кафедры Международного публичного права Университета Пантеон (Греция).
Основные проблемы с соблюдением прав человека на море
Принудительный труд, переработки, преследования и домогательства, а также оставление экипажей судовладельцами – все это широко распространенные, часто встречающиеся в морской отрасли явления, которые представляют собой нарушения прав моряков на борту. Типичная проблема, которая часто обсуждается на всех уровнях, – брошенные судовладельцами без зарплаты или компенсаций члены экипажей, в чьих услугах компании больше не нуждаются.
Кроме ставших уже привычными для судоходной и рыболовной отраслей проблем, последние события в мире добавили новые риски и внесли коррективы в список основных нарушений прав и свобод человека на море. Например, направленные на сдерживание распространения коронавируса ограничения сместили акцент с физического насилия и жестокого обращения на ущемление свободы моряков, которые вынуждены оставаться на судах в течение нескольких месяцев после окончания максимально допустимого Конвенцией о труде в морском судоходстве срока контракта и не могли вернуться к своим семьям. Новые реалии не только повысили актуальность проблемы брошенных экипажей, но и усугубили ситуацию с запугиваниями и преследованиями, поскольку моряки буквально оказались в ловушке на борту судов, не имея возможности сойти на берег.
Кризис смены экипажа: новый виток
Декларация Нептуна о благополучии моряков и смене экипажа, подписанная более чем 850 организациями, была многообещающей и амбициозной попыткой помочь примерно сотням тысяч моряков, которые оказались в трудной ситуации на своих судах из-за введенных по всему миру ограничений на поездки, обусловленных распространением Covid-19.
Однако прошло уже более 20 месяцев с начала пандемии, а взаимодействие отрасли и властей по вопросу смены экипажей остается насущной проблемой, к решению которой участники отрасли не устают призывать правительства. К слову, к ноябрю все еще не был решен вопрос о репатриации 200 моряков, жителей Кирибати, которые в течение почти двух лет вынуждены оставаться вдали от дома и семей из-за ограничений на поездки.
Некоторые отраслевые инициативы
В прошлом месяце Институт по правам человека и предпринимательской деятельности (IHRB) и Инициатива по устойчивому судоходству (SSI) в сотрудничестве с Фондом Рафто по правам человека (Rafto Foundation for Human Rights) разработали отраслевой Кодекс поведения по обеспечению соблюдения прав моряков (Code of Conduct for Delivering on Seafarers’ Rights), призванный улучшить ситуацию с реализацией прав и свобод почти двух миллионов моряков во всем мире.
Этот шаг стал ответом на неблагоприятные последствия, которые пандемия создала для здоровья и благополучия моряков, и охватил весь спектр прав и свобод моряков – от справедливых условий найма и защиты экипажей до наличия надлежащей процедуры рассмотрения жалоб. Согласно этому Кодексу, судовладельцы берут на себя письменное обязательство соблюдать права человека в отношении экипажей.
На фоне усугубления ситуации с нарушением прав человека, вызванного кризисом смены экипажей, в начале 2021 года четыре организации ООН объединили свои усилия и выпустили Руководство по соблюдению должной осмотрительности в вопросах прав человека – Human Rights Due Diligence Tool для грузовладельцев и фрахтователей. Документ содержит широкий набор рекомендаций и указаний, помогающих участникам отрасли защищать права моряков. Все эти инициативы призваны обратить внимание общественности на благие намерения участников отрасли.
В Российском профсоюзе моряков подчеркивают, что только время покажет, станут ли эти и другие подобные идеи эффективными инструментами защиты прав человека на море. Однако глобальный характер судоходной отрасли в сочетании с проблемами, появившимися на фоне пандемии, требует более решительных действий, например, признать моряков ключевыми работниками.
Источник safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ
Наверх