РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Каждый год инспекторы Международной федерации транспортников в России помогают морякам получить несколько миллионов долларов в счет погашения задолженностей по зарплатам. Иными словами, деньги, которые моряк заработал, но горе-судовладелец отказался выплачивать. 24/7 инспекторы МФТ реагируют на жалобы, звонят в компании, круинги, ставят в известность администрацию флага, портовые власти. Часто уже после одного такого звонка работодатели начинают искать способы мирно урегулировать конфликт. В год каждый инспектор разбирает сотни таких случаев. И каждый раз в МФТ подчеркивают: многих проблем удалось бы избежать, если бы моряки внимательнее относились к выбору работодателя и изучению контракта.
Вот ошибки, которые чаще всего совершают моряки при подписании документов:
- иногда вообще не читают трудовой договор, либо просто просматривают, не изучив внимательно;
- не обращают внимания на пункт «next of kin» (наследник), что ведет к проблемам в случае смерти на борту. В некоторых контрактах этот пункт вовсе отсутствует или наследник не указывается;
- не вчитываются в цифры, из которых состоит зарплата. Особенно внимательно следует относиться к так называемым «бонусам», которые выплачиваются на усмотрение судовладельца и не являются частью зарплаты. На судах под российским флагом, кстати, такими «бонусами» (или «премией фрахтователя») зачастую называется валютная часть зарплаты, которая платится спустя много месяцев и очень неохотно. Иногда ее обещают заплатить лишь на словах, не отражая это условие в договоре или в отдельном контракте от фрахтователя. В случае возникновения конфликта получить валютную часть законным путем невозможно, поэтому приходится собирать всевозможные доказательства;
- не обращают внимания и на пункт, касающийся испытательного срока, и удивляются внезапному списанию;
- не интересуются вопросом организации репатриации. Часто в контрактах репатриация предусмотрена до страны проживания, а не до ближайшего аэропорта;
- невнимательность к пункту о досрочном списании приводит к покупке билетов за свой счет;
- стоит с осторожностью относиться и к базовым положениям контракта: флаг, возраст судна, коллективный договор на борту. По мнению инспекторов МФТ, флаг Танзании, например, вряд ли сулит моряку спокойный контракт;
В МФТ подчеркивают: не нужно бояться задавать вопросы перед подписанием трудового договора. Члены профсоюза могут принести документы в свою первичную организацию Российского профсоюза моряков и проконсультироваться – так можно убедиться в безопасности своей будущей работы.
По материалам ЮТО РПСМ
Наверх