10.01.2022

Оценка риска – до начала работ

Клуб взаимного страхования The American Club опубликовал бюллетень Good Catch, в котором описан несчастный случай с моряком во время перемещения запчастей в машинное отделение. Халатное отношение к выполнению задания привело к тому, что моряк сломал ногу. Однако последствия могли быть намного плачевнее. Во избежание повторения ошибок страховой клуб делится с моряками информацией об инциденте и уроками, извлеченными из него. 

Это случилось на якоре, когда на судно доставили запчасти для главного двигателя – их планировалось переместить в машинное отделение через люк на палубе. Погода была хорошая, море – спокойным. Старший механик обсудил погрузку запасных частей и назначил второго механика ответственным за выполнение задания. К работе также привлекли четвертого механика и матроса АВ.

Крышка люка, ведущего в машинное отделение, была большая, поэтому моряки установили ее на приподнятом комингсе и добавили противовес, чтобы было легче открыть и закрепить в вертикальном положении с помощью штифта. В отчете об инциденте говорится, что крышка поддерживалась в исправном рабочем состоянии, а люк был огорожен стойками с натянутыми веревками во избежание падения. 

Четвертый механик и матрос, предварительно открутив задрайки, подняли крышку люка и положили ее на фронтальную часть противовеса. В этот момент второй механик заметил, что коллегам тяжело: отчасти из-за большого веса, а также потому, что им мешали страховочные тросы, натянутые между стойками вокруг люка. Тогда второй механик решил помочь, сев на противовес и усилив его воздействие. Но крышка все равно не поддавалась. Тогда он встал на противовес, надеясь, что так крышка точно откроется. И в этот самый момент моряк упал, потеряв равновесие, его левая нога оказалась между противовесом и комингсом люка. Перелом – в районе голени. Важно, что в момент инцидента на нем были рабочий комбинезон, каска, перчатки и защитная обувь. Тем не менее, он все-таки поскользнулся на гладкой цилиндрической поверхности противовеса.

Разбирая инцидент, в The American Club  установили, что экипаж знал, что одного противовеса недостаточно, чтобы открыть люк, и потребуется помощь нескольких коллег. Одного этого было достаточно для того, чтобы ответственные за выполнение задания лица и те, кто его выполнял, обязательно провели процедуру оценки риска операции до начала работ. Должны были быть рассмотрены другие возможные, более безопасные варианты выполнения задания. Например, можно было попробовать поднять крышку люка с помощью крана, который использовался для подъема запасных частей на борт. Но моряку показалось, что усилить противовес собственным весом, забравшись на него, – самое простое решение. Оно же оказалось и самым опасным. 

В Российском профсоюзе моряков отмечают: если бы перед началом работ была проведена оценка риска, то второй механик остался бы цел и невредим. Кроме того, любой другой член экипажа, участвовавший в операции, должен был остановить ее выполнение из соображений безопасности, поняв, что второй механик собирается забраться на противовес – он не предназначен для того, чтобы на него садиться или вставать.

Источник: safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ; фото missiontoseafarershalifax


↑ 

Наверх