РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Шведский клуб взаимного страхования Swedish Club опубликовал ежемесячный бюллетень Safety Scenario, в котором описывается, как моряки получили сильные ожоги в результате взрыва на борту балкера, семь трюмов которого были заполнены короткопламенным углем. Происшествие имело место на подходе к порту: балкер должен быт встать на якорь и ждать постановки к причалу для разгрузки. Важно отметить, что еще при погрузке угля капитан получил декларацию от грузоотправителя, в которой был указан риск выброса метана. Для перевозимого навалом угля это – обычное дело.
Боцман и матрос АВ пришли на бак, чтобы начать подготовку якоря к отдаче. Для запуска якорной лебедки они должны были войти в кабину управления, располагавшуюся на баке, который немного возвышался над главной палубой. Чтобы подняться на него, приходилось использовать лестницу. Дверь в кабину управления брашпилем находилась ниже бака, была обращена к корме – в сторону комингсов люка грузового трюма № 1. Гидравлическая панель якорной лебедки находилась внутри кабины управления. Входной люк в грузовой трюм № 1 также в ней.
Когда оба члена экипажа подошли к пульту управления лебедкой, боцман нажал кнопку «пуск». В этот момент в кабине произошел взрыв. Находившиеся на мостике моряки услышали сильный хлопок со стороны носовой части судна, но не сразу поняли, что произошло, потому что было темно. Старший помощник и другой матрос AB побежали на звук. Старпом дотронулся до переборки кабины управления лебедкой – она была холодной, позвал боцмана, но тот не откликнулся. Только тогда он открыл дверь. Когда старпом заглянул в кабину, то увидел, что почти не было дыма, но на палубе лежали два неподвижных тела. Капитан запросил медицинскую помощь.
Через 10 минут на месте происшествия уже был второй помощник капитана со средствами для оказания первой помощи, почти сразу за ним подоспели члены экипажа с двумя носилками. У боцмана и матроса были сильные ожоги, поэтому второй помощник мог оказать им только первую помощь и убедиться, что они дышат. Через час прибыл катер береговой охраны с парамедиками: пострадавших доставили на берег в специализированную больницу, где им оказали медицинскую помощь. К счастью, оба моряка выжили, но им пришлось перенести тяжелые операции. Неизвестно, смогут ли они когда-нибудь снова работать в море.
Вероятно, в кабине управления лебедкой произошло скопление метана. Газ, смешавшись с воздухом, достиг такой концентрации, что воспламенился при переключении реле на гидравлическом пульте управления. Возгорание внутри пульта управления привело к возникновению взрывного пламени и волны давления, которая быстро распространилась по кабине. В Swedish Club предполагают, что метан попал в кабину сквозь входной люк грузового трюма. В Safety Scenario говорится, что после этого инцидента кабина управления лебедкой была классифицирована как закрытое помещение. Это значит, что теперь члены экипажа должны проверять содержание атмосферы и входить внутрь только, если достаточно кислорода и нет опасных газов.
Разбирая этот инцидент, в страховом клубе возникло много вопросов, ответив на которые, можно значительно повысить безопасность на судах. Так, в Swedish Club предлагают участникам отрасли задуматься, каковы непосредственные причины этого происшествия; существует ли риск повторения происшествия на другом судне; на борту есть места, которые потенциально можно рассматривать как закрытые помещения; проверяется ли замкнутое пространство перед входом; как предотвратить аналогичные инциденты; как усовершенствовать оценку риска для такого рода работ; сохраняется и передается ли экипажу информация грузовой декларации; фрахтователь или грузоотправитель сообщает о рисках, связанных с грузом; соответствует ли имеющееся оборудование для тестирования грузов Международному кодексу морской перевозки навалочных грузов (IMSBC), и прошел ли персонал надлежащую подготовку, чтобы правильно его использовать; есть курсы или тренинги, которые помогли бы исключить риск подобных инцидентов; как улучшить систему управления безопасностью (СУБ), чтобы исключить риски?
В Российском профсоюзе моряков подчеркивают, что безопасность экипажа, судна, груза и окружающей среды всегда должны стоять на первом месте: «Моряки должны соблюдать осторожность при выполнении любой работы, особенно той, которая по определению связана с риском – в закрытых помещениях, на высоте и при перевозке опасных грузов».
Источник safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ; фото UK P&I Club
Наверх