21.01.2022

Как облегчить получение компенсации в случае трагедии?

Профессия моряка сама по себе опасна и травматична. Учитывая характер работы, получить срочную медицинскую помощь сложно, тем более в период пандемии, когда многие государства отказываются даже транспортировать больных моряков на берег, ссылаясь на ограничения в связи с коронавирусом. К сожалению, травма или даже смерть в рейсе может случиться с каждым. После трагедии на борту семьи борются не только с горем, но и с дополнительным грузом забот: зачастую они сталкиваются с проблемами в получении компенсации. В связи с этим особенно остро встает вопрос страхования жизни членов экипажей. О том, как можно избежать трудностей при получении компенсации или по крайней мере уменьшить их вероятность, рассказала инспектор Международной организации транспортников (МФТ) в Новороссийске, к которой близкие в проблемных ситуациях часто обращаются за помощью.

В первую очередь перед подписанием контракта она советует тщательным образом изучать не только статус судовладельца, состояние судна, условия работы, но и условия страхования. Графа Next of kin в контракте обязательно должна быть заполнена, иначе родственники получат компенсацию только по прошествии 6 месяцев. Копию контракта в обязательном порядке нужно оставить дома, так как зачастую члены семьи даже не имеют понятия, где работает моряк.

– Также важно проверить, есть ли вообще в контракте графа «компенсация» и проставлена ли там сумма, – рассказала Ольга Ананьина – Например, в моей практике на судне под флагом Ирана была такая ситуация: в договоре ссылка на возможную компенсацию есть, однако сумма не указана.

Также стоит проверить в открытых источниках, какая компания P&I является страховщиком – это можно легко сделать, например, на сайте Equasis. Инспектор МФТ в Новороссийске лично столкнулась с связанными с этим трудностями: на судне под флагом Панамы, принадлежащем арабской компании, вычислить страховщика и выбить компенсацию удалось только под угрозой ареста теплохода.

Стоит проверить и условия выплаты. «Был реальный случай – выяснилось, что согласно условиям контракта на судне под флагом Гонконга компенсация полагалась, только если смерть наступила в результате несчастного случая, – делится Ольга Ананьина. – Добиться ее получения удалось только с помощью британского юриста».

Однако необходимо не только следить за условиями контракта, но, что еще важнее, внимательно относиться к собственному здоровью. Уходить в рейс стоит только с «честной» медкомиссией, четко осознавая, что если причиной смерти окажется хроническое заболевание, семья может остаться без компенсации.

– При возникновении тревожных симптомов не стоит ждать, принимая тонны обезболивающих, а нужно сразу требовать визита к врачу, – советует Ольга Ананьина. – Если порт отказывает – то хотя бы получить телемедицинскую консультацию. Понятно, что дистанционно поставить верный диагноз практически невозможно, однако факт обращения будет зафиксирован, и затем можно будет заставить компанию выплатить больничный или компенсацию.

Она также отметила, что некоторые судовладельцы сознательно используют ограничения, связанные с коронавирусом, для того чтобы сэкономить на визите к врачу либо необходимой замене больного члена экипажа. В результате оказание срочной медицинской помощи затягивается, и моряки умирают уже на берегу, хотя болезнь обнаруживается в рейсе. Но даже в этих случаях возможно добиться компенсации. Правда, доказать причинно-следственную связь достаточно сложно, особенно если речь идет об онкологических заболеваниях.

Также инспектор МФТ в Новороссийске подчеркнула, что речь в этих случаях идет о судах без коллективного договора. Если на борту есть соглашение с профсоюзом, в нем всегда обозначена сумма полагающихся выплат, которые семья моряка гарантированно получит.

Фотография – Nautilus International

↑ 

Наверх