24.01.2022

Капитан дальнего плавания разработал новую конструкцию ледокола

Капитан дальнего плавания Юрий Арсентьевич Чашков разработал ледокол принципиально новой конструкции. По мнению специалистов, он сможет обеспечить на севере круглогодичную навигацию. 

Так, 90-летний капитан, стаж работы которого в морской отрасли превышает полвека, предлагает построить ледокол, способный более эффективно решать задачи. По его мнению, разработанная конструкция требует меньшей мощности и дешевле существующих. Кроме того, позволит обеспечить круглогодичную навигацию на северных реках. 

Изобретатель отметил, что конструкция российских ледоколов не меняется со времен адмирала Степана Макарова – нос судна напоминает форму ложки, который наползает на льдину, и под его весом она изгибается и ломается. 

– К чему это приводит? – спрашивает Юрий Чашков, предлагая посмотреть на ледокол «Лидер», который должен стать флагманом нашего ледокольного флота. – Его масса – 70 тысяч тонн, ширина – 47 метров, длина – 209 метров. Чтобы затолкать такую махину на льдину, понадобится 120 мегаватт мощности, два атомных реактора и четыре винта по семь метров в диаметре. 

Ледокол, по его словам, оставляет позади себя в канале льдины площадью 150-200 квадратных метров, масса которых при толщине 3-4 метра составляет около 300-400 тонн. Через месиво таких гигантов транспортные суда пройти не могут, поэтому время ледовой навигации ограниченно: северные реки «работают» сегодня всего 3-4 месяца. Кроме того, стоимость фрахта дизельного ледокола составляет 30 тысяч долларов США в сутки, не считая топлива, – цена перевозимого транспортом груза влетит в копеечку. У атомного ледокола при фрахте в 100 тысяч долларов США получается вообще заоблачной. 

Юрий Чашков рассказал, что ученые в свое время предлагали сделать нос судна в форме квадрата, по краям которого установлены ледорезы. Лед в этом случае разрушался намного легче, судну хватало существенно меньшей мощности, а цена его постройки – значительно меньше. Но у такой конструкции выявились недостатки: из-за квадратной формы носа ледокол мог потерять маневренность. Кроме того, отрезанная масса льда уходила вниз, прилипала к днищу и тормозила движение судна. Вот почему технология не получила развития. 

Изобретатель же предлагает другое решение проблемы:

– Нос нужно сделать острым, шириной всего около одного метра. Когда он врежется в льдину, то создает магистральную трещину, и прочность льда сразу уменьшится на 40%. Но нос должен быть не только острым, но и ступенчатым. По бортам устанавливается по нескольку ступеней шириной по 4-5 метров, каждая – под углом 30 градусов к поверхности льда и направлена в сторону кормы. После появления трещины вдоль ее края наезжает первая ступень, которая срезает кусок четыре-пять метров, следующие срезают на такую же ширину. То есть ледокол не отламывает огромную льдину, а «отгрызает» лед по кусочкам. Значит, не нужны колоссальной мощности двигатели и огромные винты. 

Обломков льда за ледоколом в этом случае практически не будет: система ступеней работает так, что отколотые куски льда опускаются вниз и потоком воды от ступеней загоняются под лед и прилипают к нему снизу. Канал остается чистым. Суда смогут проходить не по одному, а целыми караванами. Навигация будет круглогодичной. 

– Такие ледоколы намного легче, требуют меньшей мощности, дешевле нынешних, и тех, которые планируют строить, – высказал свое мнение Юрий Чашков. 

В Российском профсоюзе моряков напоминают, что инвестиции России в строительство новых ледоколов оцениваются в миллиарды долларов – без этого невозможно круглогодичное функционирование Северного морского пути: «В этой связи идея моряка, который не понаслышке знает о работе во льдах, действительно должна привлечь к себе внимание и быть оценена по достоинству. Но, к сожалению, для большинства изобретателей финансирование проектов – всегда самая большая проблема». 

К слову, на основе проекта в Крыловском научном центре была изготовлена модель, а затем в ледовом бассейне проведены испытания. Требовавшиеся на эти цели пять миллионов рублей предоставил сам капитан дальнего плавания – ради этого он продал квартиру в Таганроге. По оценкам специалистов, для второго этапа испытаний требуется около 30 миллионов рублей. 

По материалам sgnorilsk.ru и rg.ru


↑ 

Наверх