РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Капитан дальнего плавания Юрий Арсентьевич Чашков разработал ледокол принципиально новой конструкции. По мнению специалистов, он сможет обеспечить на севере круглогодичную навигацию.
Так, 90-летний капитан, стаж работы которого в морской отрасли превышает полвека, предлагает построить ледокол, способный более эффективно решать задачи. По его мнению, разработанная конструкция требует меньшей мощности и дешевле существующих. Кроме того, позволит обеспечить круглогодичную навигацию на северных реках.
Изобретатель отметил, что конструкция российских ледоколов не меняется со времен адмирала Степана Макарова – нос судна напоминает форму ложки, который наползает на льдину, и под его весом она изгибается и ломается.
– К чему это приводит? – спрашивает Юрий Чашков, предлагая посмотреть на ледокол «Лидер», который должен стать флагманом нашего ледокольного флота. – Его масса – 70 тысяч тонн, ширина – 47 метров, длина – 209 метров. Чтобы затолкать такую махину на льдину, понадобится 120 мегаватт мощности, два атомных реактора и четыре винта по семь метров в диаметре.
Ледокол, по его словам, оставляет позади себя в канале льдины площадью 150-200 квадратных метров, масса которых при толщине 3-4 метра составляет около 300-400 тонн. Через месиво таких гигантов транспортные суда пройти не могут, поэтому время ледовой навигации ограниченно: северные реки «работают» сегодня всего 3-4 месяца. Кроме того, стоимость фрахта дизельного ледокола составляет 30 тысяч долларов США в сутки, не считая топлива, – цена перевозимого транспортом груза влетит в копеечку. У атомного ледокола при фрахте в 100 тысяч долларов США получается вообще заоблачной.
Юрий Чашков рассказал, что ученые в свое время предлагали сделать нос судна в форме квадрата, по краям которого установлены ледорезы. Лед в этом случае разрушался намного легче, судну хватало существенно меньшей мощности, а цена его постройки – значительно меньше. Но у такой конструкции выявились недостатки: из-за квадратной формы носа ледокол мог потерять маневренность. Кроме того, отрезанная масса льда уходила вниз, прилипала к днищу и тормозила движение судна. Вот почему технология не получила развития.
Изобретатель же предлагает другое решение проблемы:
– Нос нужно сделать острым, шириной всего около одного метра. Когда он врежется в льдину, то создает магистральную трещину, и прочность льда сразу уменьшится на 40%. Но нос должен быть не только острым, но и ступенчатым. По бортам устанавливается по нескольку ступеней шириной по 4-5 метров, каждая – под углом 30 градусов к поверхности льда и направлена в сторону кормы. После появления трещины вдоль ее края наезжает первая ступень, которая срезает кусок четыре-пять метров, следующие срезают на такую же ширину. То есть ледокол не отламывает огромную льдину, а «отгрызает» лед по кусочкам. Значит, не нужны колоссальной мощности двигатели и огромные винты.
Обломков льда за ледоколом в этом случае практически не будет: система ступеней работает так, что отколотые куски льда опускаются вниз и потоком воды от ступеней загоняются под лед и прилипают к нему снизу. Канал остается чистым. Суда смогут проходить не по одному, а целыми караванами. Навигация будет круглогодичной.
– Такие ледоколы намного легче, требуют меньшей мощности, дешевле нынешних, и тех, которые планируют строить, – высказал свое мнение Юрий Чашков.
В Российском профсоюзе моряков напоминают, что инвестиции России в строительство новых ледоколов оцениваются в миллиарды долларов – без этого невозможно круглогодичное функционирование Северного морского пути: «В этой связи идея моряка, который не понаслышке знает о работе во льдах, действительно должна привлечь к себе внимание и быть оценена по достоинству. Но, к сожалению, для большинства изобретателей финансирование проектов – всегда самая большая проблема».
К слову, на основе проекта в Крыловском научном центре была изготовлена модель, а затем в ледовом бассейне проведены испытания. Требовавшиеся на эти цели пять миллионов рублей предоставил сам капитан дальнего плавания – ради этого он продал квартиру в Таганроге. По оценкам специалистов, для второго этапа испытаний требуется около 30 миллионов рублей.
По материалам sgnorilsk.ru и rg.ru
Наверх