РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Иногда члены экипажей обращаются в Российский профсоюз моряков за помощью с такими проблемами, которые решить очень непросто. Сложно добиться справедливости, если моряк так и не получил денег за работу, а компания, в которой он трудился, по сути, уже перестала существовать. Однако даже в таких случаях бывают исключения, и член экипажа получает причитающиеся ему средства. Подобное чудо недавно произошло во многом благодаря Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков (КРО РПСМ).
Так, еще в начале 2021 старший механик с морского буксира MKN 204 обратился в профсоюз за помощью: он не получил заработную плату за контракт.
Судно, на котором он работал, было построено в 2019 году, ходило под флагом Сент-Винсент и Гренадин и обслуживало нефтедобычу на морском шельфе Саудовской Аравии. Зарегистрированным владельцем являлась либерийская компания, сдавшая буксир в бербоут-чартер саудовской Makamin Offshore Saudi Ltd (Makamin Offshore), и которая, в свою очередь, была подрядчиком крупнейшей мировой нефтедобывающей компании Aramco.
Коллективного договора на буксире не было. По трудовому контракту работодателем выступал бербоутный фрахтователь, который также был менеджером (оператором) буксира.
До обращения моряка в профсоюз Makamin Offshore неоднократно обещала ему выплатить задолженность, но в действительности компания прекратила свою деятельность по причине несостоятельности, а буксир MKN 204 находился на отстое в саудовском порту Даммам.
Как рассказала председатель КРО РПСМ Людмила Измалкова, с помощью профсоюза старший механик обратился в международную юридическую фирму «Топмарис» (Topmaris Law Firm). Оценив ситуацию, которая казалась практически безнадежной, специалисты все же взялись за дело.
– Буксир MKN 204 имел сертификат соответствия Конвенции о труде в морском судоходстве (MLC 2006), ответственность судовладельцев была покрыта клубом взаимного страхования West of England Shipowners, – рассказала Людмила Измалкова. – Однако на требование юристов выплатить моряку зарплату клуб ответил отказом в признании этого случая страховым и не возместил невыплаченные средства.
Собственник буксира MKN 204 тем временем сменил менеджера судна на компанию из Сингапура.
В апреле 2021 года ситуация казалась уже совершенно безвыходной: годичный срок давности по морскому требованию истек, клуб взаимного страхования отказал в возмещении, а работодатель – компания «Makamin Offshore» – была несостоятельна. В этом непростом положении были предприняты шаги по установлению бенефициарного владельца судна и его привлечению к ответственности в вопросе выплаты зарплаты.
Удалось установить, что бенефициарным владельцем либерийской компании, а соответственно и MKN 204, была крупная китайская компания по лизингу морских судов и сооружений, которая передала буксир в бербоут-чартер Makamin Offshore. Также выяснилось, что китайский собственник в апреле 2021 года для получения нового сертификата MLC 2006 предоставил властям флага судна Сент-Винсент и Гренадин декларацию о том, что теплоход не обременен требованиями по зарплате.
Это было настоящим прорывом в деле. Юристы смогли доказать, что этой декларацией собственник судна принял на себя обязательства по выплате всех требований по зарплате. Ситуация в корне изменилась.
Так, представители моряка провели переговоры с юристами из ОАЭ, представляющими интересы китайского собственника, и добились соглашения, что как только MKN 204 покинет Саудовскую Аравию, собственник погасит долг. В ноябре буксир отбыл в порт Дубай (ОАЭ), а в начале декабря моряку выплатили задолженность в несколько десятков тысяч долларов.
Таким образом благодаря сотрудничеству КРО РПСМ и международной юридической фирмы «Топмарис» очередное, на первый взгляд безнадежное, дело завершилось победой, а интересы моряка удалось защитить.
По материалам КРО РПСМ
Наверх