РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Об этом свидетельствуют результаты нового исследования, проведение которого инициировал благотворительный фонд Lloyd’s Register Foundation. Одним из важных итогов этой работы стал вывод о том, что существующие системы отчетности о несчастных случаях при выполнении работы не позволяют проследить лежащую в их основе причинно-следственную связь.
Основные выводы исследования
Из результатов следует, что число производственных несчастных случаев, повлекших травмы и гибель людей, демонстрирует тенденцию к снижению, однако по-прежнему остается намного выше, чем в не связанных с морем отраслях.
Анализ баз данных таких инцидентов показал, что поскальзывания, спотыкания и падения являются основными непосредственными причинными факторами травм. При этом падение человека за борт составляет большинство несчастных случаев со смертельным исходом.
Вывихи, растяжения, переломы, раны и поверхностные ушибы составляют более 76% всех видов производственных травм. Спина, включая позвоночник и позвонки, верхние конечности, голова, нижние конечности и все тело, в том числе внутренние органы и ткани, – это пять основных участков тела, которые страдают в результате несчастных случаев.
В тройку мест на судне, где происходит наибольшее количество несчастных случаев, входят судовые палубы, жилые помещения и машинное отделение. Самые высокие показатели смертности и серьезных травм имеют сухогрузные суда, особенно балкеры. Тем временем в сегменте пассажирских теплоходов происходит наибольшее количество несчастных случаев с незначительными травмами.
Причины травм
Изучение непосредственных причинных факторов и другой доступной информации в различных источниках сделало очевидным тот факт, что поскальзывания, спотыкания и падения являются основными причинами травм и смертельных исходов в связи с несчастными случаями на борту судов.
Сообщается, что согласно базе данных администраций, наиболее распространенными типами травм являются: вывих, растяжение или выверт (20,4%); перелом или трещина (% 18,3); гематомы (15,5%); режущие или колющие раны (11,5%); ожоги (4,9%). Есть и другие распространенные типы травм, такие как травма от удара (24,4%), от раздавливания или защемления (8,5%) или попадание инородного тела в глаз/тело (6,4%).
База данных британского Бюро по расследованию происшествий на море (MAIB) 2018 года указывает на аналогичные тенденции. В ней наиболее часто встречающиеся травмы следуют в таком порядке: вывихи, растяжения и смещения (38%), переломы (29%), раны и поверхностные повреждения (14%), травматическая ампутация частей тела (5,2%), другие травмы (6,1%).
Травмируемые части тела
Согласно исследованию Лефковиц, в котором оценивался риск получить травму, профессиональное заболевание или утратить трудоспособность среди американских моряков, 77% полученных тружениками флота травм приходилось на верхние и нижние конечности и спину. Ту же картину показал годовой отчет MAIB за 2018 год: в нем 85% повреждений приходится на эти части тела. По данным, собранным Дженсен, 66% всех несмертельных производственных травм касаются верхних и нижних конечностей.
Хансен в своем исследовании собирал данные о морских происшествиях в Дании в период с 1993 по 1997 год. Результаты показали, что 209 несчастных случаев привели к более 5% утраты трудоспособности, а 27 инцидентов закончились гибелью работников. Он также выяснил, что хронические проблемы с поясницей, коленом, потеря пальца, дисфункция запястья или кисти являются последствиями 41% травм.
Хронические проблемы с поясничным отделом и голеностопным суставом, нарушения двигательной функции плеча, легкие повреждения головного мозга привели к 8% утраты трудоспособности и 25% всех травм, в то время как тяжелые хронические заболевания поясничного отдела, серьезные нарушения функционирования плеча, запястья или голеностопного сустава – к 10% утраты трудоспособности и отвечают за 10,5% всех травм.
Места повышенной опасности на судне и работы, сопряженные с повышенным риском
Хансен и его соавторы в своем исследовании определили места, где чаще всего происходят производственные несчастные случаи, и выделили 4 группы связанных с ними работ:
– работы на палубе: например, крепление и разнайтовка грузов, погрузка и разгрузка, швартовные и якорные операции, техническое обслуживание и ремонт (44,9%);
– работы в машинном отделении: чистка и уборка, техническое обслуживание и ремонт (16,7%);
– обслуживание: уборка жилых помещений, работы в столовой и на камбузе (15,9%);
– переход из одного места в другое: на палубе, в грузовых трюмах, в жилых помещениях и на камбузе, по лестницам и трапам (10,4%).
Основные причины несчастных случаев на производстве
Основываясь на анализе более 331 отчета о расследовании несчастных случаев, исследователь Чакир пришел к следующему заключению: основными причинами тяжелых производственных травм и смертельных случаев являются опасные методы выполнения работ и незнание правил и инструкций техники безопасности. Согласно исследованию, проведенному Робертсом, небезопасные методы (25,4%) являются наиболее распространенными причинами смертельных случаев на производстве.
Угурлу с командой провел опрос среди более чем 850 курсантов, собрав сведения о травмах, полученных ими во время пребывания на борту, а 16 экспертов оценили произошедшие несчастные случаи, применив метод анализа иерархии. Выяснилось, что двумя основными причинами были игнорирование средств индивидуальной защиты (24,2%) и спешка (22,6%).
В Российском профессиональном союзе моряков подчеркивают, что даже небольшие ошибки и неосторожность на судне могут быть роковыми, поскольку работа в море сопряжена со множеством рисков. РПСМ настоятельно призывает моряков всегда соблюдать технику безопасности и в первую очередь думать о своей жизни и здоровье.
По материалам safety4sea.com
Наверх